Криоконсервация половых клеток и эмбрионов человека как способ обеспечения репродуктивных прав человека в постковидный период: опыт стран БРИКС
Аннотация
Статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации и также некоторых стран БРИКС в области криоконсервациии половых клеток и эмбрионов как способу реализации права на отсроченное материнство в постпандемийных условиях.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2025 |
| Страницы | 35-37 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-11-35-37 |
ВОЗ в марте 2020 г. после масштабного распространения SARS-CoV-2 объявило пандемию COVID-19. Эпидемия COVID-19 послужила причиной существенного ухудшения состояния здоровья многих переболевших. Последствиями COVID-19 может стать бесплодие среди населения, дисфункция яичников, поражение эндометрия. Вирус SARS-CoV-2 оказывает влияние на клетки яичников, в результате чего качество ооцитов снижается и имеются основания полагать, что это приводит к невынашиванию беременности и к бесплодию. На основании чего можно сделать вывод о необходимости создания биоюридических мер, направленных на сохранение фертильного здоровья человека в постковидный период.
D. Dey, J. Roy отмечают, что полноценным ответом на последствия пандемии COVID-19 является включение аспектов прав человека и здоровой окружающей среды в каждую экологическую политику и в соглашения, такие как Глобальная рамочная программа по биоразнообразию на период после 2020 года; конституционные и законодательные рамки государств должны признавать на местном уровне право на безопасную, чистую, устойчивую окружающую среду, а также эффективные средства правовой защиты от нарушений этого права.
Криоконсервация половых клеток и эмбрионов является современным инструментом борьбы с бесплодием, распространена по всему миру и является одним из способов реализации человеком своих репродуктивных прав позитивного характера, в том числе и в постковидный период.
Репродуктивные права — возможность иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь, возможность воспроизводить себя, свобода принимать решение о том, делать ли это, когда делать и как часто. Ч. Онвуачи-Сандерс отмечает, что категория репродуктивных прав является устоявшейся правовой областью как на национальных, так и на международном уровнях; благодаря Каирской декларации о народонаселении от 1994 г. репродуктивные права стали рассматриваться в контексте концепции выбора, включающей свободу решать, когда и каким образом обзаводиться потомством.
Репродуктивные права человека относятся к четвертому поколению прав; перечень таких прав расширяется с учетом достижений в области научного прогресса, позволяющего прибегнуть не только к вспомогательным репродуктивным технологиям (далее — ВРТ), но и к генетической диагностике плода (эмбриона). Категорию репродуктивных прав можно отнести к биоправам, которые не могут быть отменены в правовых системах с конституциями, обязывающими уважать автономию и неприкосновенность личности. Институт биоправ переосмысляет правовые отношения, складывающиеся между государством и гражданами по поводу применения генетических и биоотехнологий, значительно расширяет каталог основных прав и свобод, признает генетическое самоопределение, идентичность и целостность.
