Конституционная правосубъектность органоида головного мозга
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы развития органоидов головного мозга человека (церебральных органоидов) в совокупности с возможностью определения у органоида сознания. Автономия и самоорганизация органоида позволяют указывать на наличие у него особого морального статуса, который в перспективе может перерасти в признание правосубъектности. Представлен юридический анализ проблем, связанных с появлением органоидного интеллекта, суррогата головного мозга, а также биокомпьютинга. Рассмотрено влияние возможной фиксации сознания у церебрального органоида на традиционные юридические институты, позволяющие идентифицировать правосубъектность человека.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2025 |
| Страницы | 11-16 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-11-11-16 |
Стремительное развитие биомедицинских технологий меняет устоявшиеся представления о человеке как основном субъекте права, о юридической природе принадлежащих ему биологических объектов — органах, тканях, клетках, частях тела. Происходит размывание не только границ, отделяющих человека от животного мира (в том числе, на клеточном уровне), но и разделяющих живое от неживого. Такая бинарная классификация лежала в основе любой правовой системы, выстраивая отрасли законодательства и принципы юридического регулирования. Она позволяет проводить грани, а значит устанавливать понятный для каждого правовой режим. Одним из примеров «подрыва» правовой дихотомии выступает создание органоидов головного мозга (как синоним используется термин «церебральный органоид») и прогресс инноваций с их использованием.
Органоиды получили наибольшее распространение благодаря трехмерной печати, это синтезированный орган, полученный из стволовых клеток (сейчас чаще всего из клеток-предшественников — плюрипотентных клеток). Особенность органоида заключается в том, что он может самоорганизовываться посредством сортировки клеток аналогично тому, как это происходит в тканях, из которых он произошел в оригинале. Органоид может имитировать некоторые исходные функции. Из-за этих свойств они стали модельными системами для изучения биологии тканей и органов, развития, регенерации, моделирования заболеваний, усовершенствования трансплантации органов и разработки лекарственных препаратов.
Исследования головного мозга отличаются повышенной актуальностью, поскольку именно неврологические поражения занимают первую позицию в числе причин смертности. Многие заболевания, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона (не указывая уже на ишемические инсульты), получают широкое медийное освещение, поскольку составляют значимый элемент в медицинской статистике. Это приводит также к тому, что в исследования головного мозга вкладываются значительные финансовые ресурсы.
В настоящее время нет возможности создать полностью искусственный головной мозг (как это иногда представляется в средствах массовой информации); речь идет только о формировании отдельных участков (дорсальная часть коры, гиппокамп, глазной бокал и др.), но в разных научных центрах ведутся работы по преодолению естественных ограничений (наиболее сложная проблема — формирование сосудистой сети, но об этом чуть ниже). Хотя заголовки в средствах массовой информации (многие из которых позиционируют себя как «рупоры научных исследований») создают только лишнюю спекуляцию, подогревая ни чем не обоснованные страхи. Приведем только некоторые (датированные 2024–2025 гг.): «Минимозги были объединены, чтобы напоминать мозг 40-дневного плода»; «Голландские учёные выращивают «мини-мозги» в лаборатории»; «Учёные выращивают миниатюрные человеческие мозги в лаборатории. Никто не знает, обретут ли они сознание». В каждой публикации представлено мнение исследователя, рассказывающего новые достижения (по стилю изложения приближено к появлению сенсации), которые лишь могут напугать неискушенного читателя.
