Биоэтическое достоинство как предмет международной биоюриспруденции и глобальной биоэтики (достижения, перспективы, риски)
Аннотация
В работе раскрыты понятие, природа и дискурсивная сфера биоэтического достоинства как метаправовой и метаэтической категории в современной биоюриспруденции, показаны взаимосвязь и взаимозависимость биоэтического достоинства и прав человека в области биомедицины с учетом международной дискуссии, международного и российского биомедицинского права. Международная биоюриспруденция стремится связать человеческое достоинство с правозащитным механизмом в области биоэтических и биологических прав человека. Правом на биоэтическое достоинство обладают различные виды живых существ, а не только человек. В XXI в. появились правовые, этические и технологические резоны рассматривать биоэтическое достоинство в контексте взаимосвязи различных поколений, сохранения человеческой природы и обеспечения гуманитарной биобезопасности перед рисками использования новых технологий.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 11/2025 |
| Страницы | 3-10 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-11-3-10 |
Биоэтическое достоинство, интегративная этика и международное биомедицинское право
Сравнительный и российский конституционализм, конституционное правосудие оперируют правовым понятием человеческого достоинства, достоинства личности. В российских исследованиях в 2022 г. под влиянием биоэтического и биомедицинского вектора развития современной юриспруденции введена категория «биоэтическое достоинство». В литературе широко обсуждаются биоэтические векторы человеческого достоинства. Интересные суждения о возможности признания права на биоэтическое достоинство личности ограничивают предметное и субъектное поле данного правового образования.
В достоинстве человеческой личности заключена дилемма между «есть» и «должен», или «гильоти́на Юма». Достоинство как этическая категория взывает к моральной ценности человека, к его разумному и ответственному поведению.
Достоинство как экзистенциальная категория говорит нам о различиях между реальными процессами развертывания достоинства в социальной реальности, будь то достоинство ребенка, пожилого человека, инвалида с их человеческой уязвимостью. Однако невозможно вывести утверждение о том, как что-то должно быть (нормы, ценности), из утверждения о том, как что-то есть (факты или реальность). В достоинстве с позиций человеческой эволюции заключено наследие и дар. Как пишет Холмс Ролстон III, наша уникальность — в достоинстве, «основанном на наследии и даре». Достоинство как этическая и экзистенциальная категория широко участвует в дебатах по биоэтике на различных уровнях: на уровне глобальной биоэтики, деятельности ЮНЕСКО и ВОЗ, на уровне межрегиональных и региональных международных организаций (Совета Европы, БРИКС и др.), в национальных юрисдикциях стран глобального Юга, Севера, Запада и Востока.
Достоинство в биоэтике и в биомедицине занимает привилегированное, хотя и спорное положение. В данной статье предлагается комплексное и метаправовое понимание биоэтического достоинства, которое охватывает своим предметом различные случаи взаимоотношений человеческого достоинства и биоэтики, человеческого достоинства и прав человека в области биомедицины, человеческой уязвимости и технологий, человеческого достоинства и прав нечеловеческих живых существ, достоинства различных человеческих поколений и ряд других сфер.
