Покупая голоса? Правовое регулирование финансирования выборов в Великобритании накануне избирательных реформ XIX в.
Аннотация
В статье рассматривается проблема взаимосвязи правовых норм, регулирующих правила проведения выборов, и практики электоральных расходов на материале Великобритании XVIII–XIX вв. Предметом анализа является практика расходования средств в избирательных кампаниях, а также те избирательные реформы, которые определяют динамику электоральных расходов во второй половине XIX в. Утверждается, что дореформенный период электоральной истории Великобритании отличается практически полным отсутствием правового регулирования электоральных финансов, что делает возможным широкое распространение практики и подкупа избирателей. Закон о предупреждении коррупционных практик 1854 г., Закон о голосовании 1872 г., а также Закон о предупреждении коррупционных и незаконных практик 1883 г. задают новые правовые рамки британской электоральной политики, в которых старые практики «покупки голосов» становятся невозможными.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2025 |
| Страницы | 61-69 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-11-61-69 |
Введение
Выборы стоят дорого. Это утверждение настолько банально, что его использование требует уточнения. За словами «выборы стоят дорого» стоит опыт XX и первой четверти XXI вв. — периода, на который приходится стабильный рост электоральных расходов. Связано это с появлением новых информационных и коммуникационных технологий (радио, телевидение, Интернет), которые быстро находили себе применение в избирательных кампаниях, и на счет которых приходилась львиная доля рекламных бюджетов. Наиболее эффектный пример этой тенденции дает электоральная история США — страны с самыми высокими электоральными расходами в мире. С начала 1960-х по первые годы 2000-х в США рекламные расходы избирательных кампаний федерального уровня увеличились в 100 раз. В XXI столетии эта тенденция продолжилась: если совокупные электоральные расходы в 2004 г. составили около 6,9млрд долларов, то в 2020 г. эта цифра превышала 18 млрд, хотя в 2024 г. несколько снизилась — до 15,9 млрд. Электоральный опыт Великобритании говорит об аналогичной тенденции, хоть и куда менее впечатляющей, если брать номинальные значения. Выборы 2024 г. стали самыми дорогими выборами за последние десятилетия с объемом совокупных расходов кандидатов в 23 млн фунтов.
Такие различия в уровне электоральных расходов этих двух стран объясняются не только и не столько демографией и экономикой. Не менее важную роль играет фактор законодательства. Если США представляет собой пример страны со слабо регулируемой сферой электоральных финансов, то страны Европы и, в частности, Великобритания давно приняли жесткие законы о регулировании электоральных расходов. Но даже поправка на правовое регулирование не отменяет того, что, исходя из перспективы последних ста лет динамика электоральных расходов в странах (представленная, важно это отметить, в абсолютных показателях), где проводятся конкурентные выборы, демонстрирует стабильный рост.
Однако так было не всегда. Точнее сказать, представление о том, что с каждым годом денег на выборы тратится все больше и больше, является исторической аберрацией. Исследование отдельных периодов и отдельных стран дает другую картину. В рамках настоящей статьи предлагается анализ одного из таких случаев, а именно случая Великобритании. Это страна с самой продолжительной непрерывной историей конкурентных выборов, что позволяет на историческом материале последовательно проследить и проанализировать связь между стоимостью выборов и фактором избирательного законодательства.
