Переосмысление влияния Второй мировой войны на формирование современной национальной идентичности Китая
Аннотация
Статья посвящена переосмыслению влияния Второй мировой войны, в частности китайско-японской войны (1937–1945), на формирование современной национальной идентичности Китая. Анализируется, как война стала поворотным моментом в пробуждении национального сознания и переходе от традиционного порядка Тянься к концепции современного национального государства. Рассматриваются три основных нарратива национального строительства — ханьский национализм, «Республика пяти народов» и коммунистический классовый нарратив, их конкуренция и влияние на формирование идентичности. Особое внимание уделяется напряжению между «просвещением» и «спасением нации», подчеркиваемому Ли Цзэхоу, и его проявлению в разные исторические периоды, включая Синьхайскую революцию, Движение 4 мая и «культурную лихорадку» 1980-х годов. Сравнивается историческая преемственность в Китае и России: в Китае процесс модернизации сопровождался угрозой выживания цивилизации, в отличие от России, где вестернизация не была связана с экзистенциальной угрозой. Современный нарратив «столетия унижений» и празднование 80-летия победы во Второй мировой войне продолжают формировать китайскую идентичность, отражая баланс между традицией и национализмом.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2025 |
| Страницы | 39-45 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-11-39-45 |
Введение 3 сентября 2025 г. Китай провел грандиозный военный парад в ознаменование 80-летия капитуляции Японии (2 сентября 1945 г.). Вторая мировая война оказала глубокое и революционное воздействие на идентичность китайского народа. Эта война была не только борьбой за выживание нации, но фундаментально изменила восприятие китайцами своей этнической принадлежности, государства и коллективной судьбы. В испытаниях войны пробудилось национальное сознание, а концепция современного национального государства постепенно вытеснила традиционный порядок Тянься, став ядром идентичности.
Либералы и диссиденты часто рассматривают подобные парады как инструмент националистического нарратива, направленного на укрепление легитимности власти. Подобная критика адресуется не только Китаю, но и России, проводящей парады на Красной площади. Однако в случае Китая существует специфическая критика: оппоненты правительства считают, что основная заслуга в победе в антияпонской войне принадлежит Гоминьдану (ГМД), а не Коммунистической партии Китая (КПК): следовательно, КПК не обладает необходимой легитимностью для празднования победы. Эта точка зрения фиксирует смену власти в 1949 г. как исторический разрыв.
Российский контекст демонстрирует иную историческую преемственность. Несмотря на распад СССР в 1991 г., восприятие россиянами границ между «своим» и «чужим», страной и врагом не изменилось. Национальная идентичность России в значительной степени основана на концепции «этноса» или «нации» как расово-культурного единства, а ее историческая преемственность минимизирует проблемы идентичности в отношении границ «внутреннего» и «внешнего». Хотя границы между Россией, Украиной, Белоруссией и другими соседними странами вызывают споры, ядро идентичности остается стабильным.
Ситуация в Китае более сложна. Хотя Китай обладает более долгой историей, чем Россия, концепция «Китая» не базируется на расовом основании, а воплощает универсальный порядок Тянься (Поднебесная империя). Этот порядок схож с идеалами Римской империи или христианского универсального царства и предполагает цивилизационную и культурную легитимность, выходящую за рамки этнических групп. Сегодня Китай воспринимает самого себя как единое многонациональное государство. Это отражено в преамбуле Конституции 1982 г.: «Китайская Народная Республика — это единое многонациональное государство, созданное совместными усилиями всех национальностей страны». Можно с уверенностью сказать, что это единство, заключенное в многообразии, было сформировано под влиянием Второй мировой войны.
