Местные органы государственной власти как самостоятельные субъекты публичной власти административно-территориальных единиц субъектов Федерации: теоретические и практические предпосылки создания и территориальные основы
Аннотация
В статье анализируется природа и статус особого звена системы публичной власти — местных органов государственной власти. На основе формально-юридического и сравнительно-правового методов, с использованием федерального и регионального законодательства, правовых позиций Конституционного Суда России выявляются актуальные предпосылки их потенциального воссоздания. Особое внимание уделяется взаимосвязи территориальных пределов юрисдикции таких органов и административно-территориального устройства субъектов, обеспечивающей придание административно-территориальным единицам статуса самостоятельных публично-правовых образований.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2025 |
| Страницы | 26-31 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-11-26-31 |
Закрепление в результате конституционной реформы 2020 г. в тексте Основного Закона категории «публичная власть» и ее отражение в названии Закона Российской Федерации о поправке к Конституции как ключевой идеи всех изменений текста высшего по юридической силе нормативного акта неизбежно актуализировало в научной среде и правоприменительной практике дискуссию о ее сущности, системе и эффективности функционирования. В Заключении от 16 марта 2020 г. № 1-З, принятом по итогам проверки поправок, на основе системного толкования отмечено, что не закрепленный непосредственно принцип единства системы публичной власти проистекает из ряда постулатов преамбулы и основ конституционного строя — таких как исторически сложившееся государственное единство, распространение суверенитета на всю территорию государства и т.д., будучи производным от понятий «государственность» и «государство» как политический союз многонационального народа России. Таким образом, публичная власть теснейшим образом связана с народовластием, а ее единство, объединяющее разные организационные формы, проявляется в общности функций всех ее уровней и не исключает их взаимодействие при сохранении самостоятельности.
Актуальность вопроса о природе и системе публичной власти обусловлена и происходящими в последнее время территориальными реформами. Исчезновение из конституционного текста городских и сельских поселений как императивных территорий осуществления местного самоуправления и появление отсылочной нормы об установлении видов муниципальных образований исключительно федеральным законом фактически закрепило на высшем уровне шедший с 2019 г. процесс преобразования районов в муниципальные округа, ставшие наряду с городскими округами основным типом муниципалитетов по новому Федеральному закону от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Закон № 33-ФЗ).
