Солидарность в многозадачности экономического развития Российского государства
Аннотация
При рассмотрении потенциальных или фактических угроз экономическому суверенитету в поле зрения одновременно попадает и степень участия в государственном экономическом развитии других институтов, в том числе тех, которые стали известны широкой общественности благодаря конституционным поправкам. Так, новеллы 2020 г. актуализировали потребность в осмыслении места, занимаемого в системе конституционного регулирования, началом солидарности. Конституционный Суд РФ — главное солидаризирующее звено общественной системы. Необходимость более глубокой отдачи от работы Конституционного Суда РФ привела к идее о предоставлении этому органу серьезного нормативного рычага — важнейшего элемента экономического конституционализма, а именно института всенародного достояния, который, бесспорно, повлиял бы на уклад нашей экономики и привел нашего человека к благополучию, страну — к процветанию. Солидарность в этой многозадачности — ориентир правовой политики.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 11/2025 |
| Страницы | 6-9 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-11-6-9 |
В сложившихся условиях важнейшей задачей представляется сохранение Российского государства и его народа. Для решения этой задачи в руках государства и народа должны находиться суверенные инструменты экономической политики. При рассмотрении возможных или уже имеющихся угроз экономическому суверенитету под размышление одновременно попадает и степень участия в экономическом развитии других институтов, в том числе тех, которые стали известны благодаря конституционным поправкам.
Новеллы 2020 г. категорию «солидарность» субстанционально ввели в ткань Основного Закона. При этом в ст. 75.1 «социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» введены в контекст целевой задачи по созданию условий «для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан».
Полезно обратиться к работам основоположника позитивизма и социологии Огюста Конта. Самые известные из них: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики, или Трактат по социологии, устанавливающий религию Человечества». Если исходить из представлений этого ученого о назначении государства, то оно должно «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах», а материальные и духовные средства, властные предписания служат для обеспечения социального согласия.
Здесь появляется тема социальной солидарности, становящаяся одной из традиционных для обществоведения. И во время становления науки об обществе (в ее классический период) вектор для ее изучения задал именно этот французский ученый, оказавшись новатором в предмете обсуждения источников социальной солидарности и их императивах. В соответствии с его теорией есть следующие самые простые средства солидарности: подчинение, союз и защита — аналог трех степеней преемственности поколений. Основные проводники этого процесса: семья и государственная власть. Согласно размышлениям О. Конта, «солидарность общества» нельзя отдавать на откуп естественному течению событий, это такое состояние, которое необходимо целенаправленно поддерживать усилиями членов общества.
Социальная солидарность (контекстно так или иначе рассматриваемая как совокупность с экономической и политической солидарностью) была далее развита в работах Э. Дюркгейма, К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера, Я. Капеллера и Ф. Уолкенстайна, Э. Колерса, С. Де Зубирия, зарубежных процессуалистов Э. Гордийна, Н. Куденбурга и Т. Постмеса.
