Перспективы использования генеративного искусственного интеллекта в науке и образовании
Аннотация
Статья посвящена анализу перспектив использования генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в научной и образовательной сферах. Особое внимание уделено вопросам правового статуса ГИИ и необходимости разработки новых этических принципов для управления использованием ГИИ в науке и образовании. Совершенно очевидно, что применение ГИИ для подготовки текстов публикаций, докладов, обзоров, презентаций, а также студенческих и научных квалификационных работ становится все более масштабным явлением . Недавно мир облетела новость о том, что в газетных киосках и в Интернете появилось на свет первое в мире издание Il Foglio AI, созданное целиком и полностью технологией искусственного интеллекта . Авторы статьи провели эксперимент по подготовке текста научных публикаций на основе использования четырех известных в России нейросетей: Chat GPT, GigaChat, DeepSeek, АлисаПро. Сгенерированные тексты стали цифровыми двойниками публикации «К вопросу о реализации антимонопольного регулирования и контроля за экономической концентрацией в высокотехнологичном секторе в новых условиях развития цифровых технологий» (Гриб В.В., Егорова М.А. ), подготовленной для научного юридического журнала (приложение № 1). Следует отметить, что полной чистоты эксперимента не получилось, так как авторы немного подыграли ГИИ. Изначально предполагалось, что техническим заданием для ГИИ станут наименование публикации и цели, которые поставил перед собой автор. Но результаты «цифрового синтеза» оказались неудовлетворительными. В дальнейшем авторы обратились к независимым экспертам с просьбой о детализации технического задания, а также включили по своему усмотрению дополнительные вопросы, которые нужно было раскрыть ГИИ в процессе подготовки текста. Каждая из четырех нейросетей сгенерировала по два варианта профессионального текста, ответив на два запроса от авторов. Первый запрос включал в себя подготовку текста в соответствии с техническим заданием, второй — рекомендацию по приведению текста в соответствии с ГОСТом. Результаты эксперимента публикуем в данной статье.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юридический мир № 11/2025 |
| Страницы | 32-38 |
| DOI | 10.18572/1811-1475-2025-11-32-38 |
Использование цифровых технологий в научной и образовательной деятельности является одним из ведущих трендов информационного общества. Социологические опросы, проведенные среди юристов, свидетельствуют о перспективности методов исследований правовой действительности на основе достижений компьютерных наук.
Об интеграции технологий искусственного интеллекта и активного использования их возможностей для повышения качества и эффективности научных разработок говорится в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (2024 г.). В Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы) в качестве одного из приоритетных направлений выделяется вопрос о правовом статусе искусственного интеллекта.
Совершенно очевидно, что в России формируется цифровая научная и образовательная среда, которая, в том числе, предназначена для повышения квалификации юристов и педагогических работников в области цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Группа известных ученых c мировым именем утверждает о том, что к 2050 г. системы генеративного искусственного интеллекта (далее — ГИИ) будут способны совершать научные открытия в условиях высокой автономности на уровне, сопоставимом с лучшими учеными-людьми, а возможно и превосходящем их.
В сложившихся условиях необходимо по-новому взглянуть и на этические принципы научной деятельности, изложенные в Декларации об этических принципах научной деятельности, принятой в 2012 г. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.
