Особенности и проблемы нормативно-правового регулирования государственной защиты гражданских и семейных прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования в Российской Федерации целостной и уникальной национальной модели защиты прав и интересов несовершеннолетних, которая отличается только ей присущими своеобразием и качественными характеристиками, а также перспективы ее развития в современных условиях. Проведен анализ нормативно-правового регулирования государственной защиты гражданских и семейных прав и интересов несовершеннолетних, а также механизма его реализации государственными органами. Автором изучена и проанализирована судебная практика, сложившаяся по гражданским и арбитражным делам, по спорам о защите прав несовершеннолетних, вытекающим из имущественных, жилищных, наследственных, алиментных и иных семейных правоотношений, а также дел о банкротстве одного из родителей. Выявлены пробелы в механизме разрешения ситуаций в случае возникновения противоречий между интересами несовершеннолетних и их законных представителей. Рассмотрены процессуальные вопросы возможности и необходимости участия несовершеннолетних в судебных процессах, а также государственного контроля за защитой прав детей, родители которых лишены родительских прав. Автором сделан вывод об эффективности нормативно-правового регулирования действующей отечественной модели защиты прав и интересов детей, но выявлена необходимость ее совершенствования.
Ключевые слова
- дети
- семья
- ювенальная юстиция
- национальные механизмы защиты прав и интересов детей в Российской Федерации
- государственно-правовое регулирование защиты прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации
- суды
- законные представители
- прокурор
- органы опеки и попечительства
- социальные и правовые сервисы для защиты интересов несовершеннолетних
| Тип | Статья |
| Издание | Юридический мир № 11/2025 |
| Страницы | 28-31 |
| DOI | 10.18572/1811-1475-2025-11-28-31 |
Наличие специальных правовых форм защиты несовершеннолетних является знаковым элементом правовой системы каждого государства. Изменения в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) в 2020 г. возложили ответственность за подрастающее поколение на государство. Защита прав несовершеннолетних является не только задачей, но и функцией государства.
В России сложилась своя уникальная модель защиты прав и интересов детей, которая является смешанной, так как соединяет в себе организационноправовые средства, характерные для правовых систем разных стран в сфере формирования юстиции, дружественной к ребенку.
В то же время национальная модель «юстиции для несовершеннолетних» является исключительно национальной и уникальной, отличающейся своеобразием, качественными характеристиками, только ей присущими, в некотором смысле заложенными в дореволюционный и советский период, с традициями социально-трудового перевоспитания.
В Российской Федерации, кроме законных представителей, обязанности, связанные с защитой прав детей, возлагаются на органы опеки и попечительства, прокуратуру и суд.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает организационно-правовые средства поддержки и развития несовершеннолетних. Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) устанавливает обязанность должностных лиц организаций и граждан, «которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка (п. 3 ст. 56 СК РФ)». Например, в соответствии со ст. 122 СК РФ органы опеки и попечительства обязаны проверить в течение трех дней информацию о нарушении (угрозе нарушения) прав ребенка. При наличии информации о том, что ребенок действительно находится в опасности, органы опеки и попечительства обязаны отобрать ребенка у лиц, исполняющих обязанности законных представителей. Далее они должны в соответствии со ст. 69 и 70 СК РФ подготовить материалы, связанные с лишением родительских прав, и оформить иск об ограничении родительских прав, обеспечивая непрерывную защиту прав и интересов ребенка до его устройства. Закрытый перечень оснований лишения родительских прав сформулирован в ст. 69 СК РФ.
