Дата публикации: 06.11.2025

Особенности реализации законодательной власти субъектов Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена особенностям функционирования современного регионального парламентаризма в Российской Федерации, отмечены некоторые его особенности. Обосновываются идеи для дальнейшего его совершенствования.




Поправки, внесенные Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», дополнили ст. 132 Конституции Российской Федерации   (далее — Конституция РФ) ч. 3, установившей единство системы публичной власти в Российской Федерации. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти было возложено на Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 80, п. «е5» ст. 83 Конституции РФ).

Основная цель масштабных изменений, заложенных в законе, предусматривала обеспечение согласованного взаимодействия органов публичной власти на всех уровнях ее организации: федеральном, региональном и муниципальном. Однако, учитывая масштабы страны, объединяющей 89 равноправных субъектов, , реализация этой задачи требовала не только политической воли, но и решений, учитывающих территориальные, социальные, национальные, экономические и другие особенности разных регионов.

Для дальнейшей реновации системы публичной власти и реализации норм Конституции РФ, как мы уже отмечали, был принят Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»   (далее — Федеральный закон № 414-ФЗ), направленный на реализацию порядка формирования и принципов разделения полномочий органов публичной власти субъектов РФ.

Законодательная деятельность в каждом субъекте Российской Федерации осуществляется через представительный (законодательный) орган субъекта. В каждом субъекте он представлен в единственном числе. Структура и наименования таких органов принимаются в зависимости от исторических, национальных и иных традиций региона.

Законодательные органы в различных субъектах РФ созданы в форме Законодательного собрания, областной Думы, Государственного совета, Государственного собрания, Верховного совета, Парламента и др.

Список литературы

1. Воронина Л.И. Взаимодействие системы публичной власти с институтами гражданского общества и средствами массовой информации : учебное пособие / Л.И. Воронина, Т.М. Резер. Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. 95 с.
2. Епинина В.С. Формирование эффективного механизма взаимодействия органов публичной власти и населения / В.С. Епинина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2012. № 4. С. 188–194.
3. Краснов Ю.К. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (постатейный) / Ю.К. Краснов, В.И. Шкатулла // СПС «КонсультантПлюс», 2022
4. Новикова Н.В. Социально-экономическая дифференциация регионов России: основные тенденции и факторы формирования / Н.В. Новикова, А.А. Лысенко // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2023. № 4 (76).
5. Трошкина Е.Н. Конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: понятие, структура и содержание / Е.Н. Трошкина // Вестник науки. 2018. № 7. С. 101–110.

Остальные статьи