Дата публикации: 30.10.2025

К вопросу о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Аннотация

Цель. Сформулировать и обосновать предложения по разработке новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся формирования новой модели отечественного высшего образования. Методология: в процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, системный подход. Выводы. Предлагаемая Минобрнауки России модель реформирования российского высшего образования весьма дискуссионна. Формирование эффективной системы отечественного высшего образования, ориентированного на потребности российского государства и общества и реально освобожденного от наследия Болонской модели, навязанной извне, возможно только при учете мнения вузовского экспертного сообщества. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание юридического экспертного сообщества к проблеме реформирования российского высшего образования, к поиску оптимальной модели подлинно суверенной, национально ориентированной системы юридического образования.




На одном из не столь давних совещаний у Президента Российской Федерации министру науки и высшего образования был задан вопрос, что же нового предлагается в рамках реформы высшего образования. И актуальность этого вопроса все возрастает.

Автор в рамках дискуссии о путях дальнейшего развития отечественного высшего образования уже неоднократно высказывал свою точку зрения о предлагаемых в рамках данной реформы сомнительных новациях, в том числе:

— о возможности реализации в рамках одной образовательной программы нескольких квалификаций (специальностей, направлений подготовки) высшего образования — что, по нашему мнению, ведет к профанации высшего образования и грозит деградацией его качества;

— о возможности кардинального снижения требований к допустимому минимальному объему времени, отводимому на аудиторные занятия, в общем объеме учебного времени, планируемого на освоение дисциплин (модулей) основной образовательной программы;

— о попытке фактического сохранения существующей Болонской модели двухуровневой структуры высшего образования, камуфлируемой терминологической эквилибристикой, и т.д.

Список литературы

1. Жевлакович С.С. Вперед к зияющим вершинам. О некоторых правовых аспектах реформы системы высшего образования / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2023. № 9. С. 3–7.
2. Жевлакович С.С. Галопом по Европам не получится. К вопросу о разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2023. № 6. С. 3–7.
3. Жевлакович С.С. К вопросу о подготовке специалистов для органов внутренних дел в условиях катастрофического оттока кадров / С.С. Жевлакович // Вестник экономической безопасности. 2025. № 5.
4. Жевлакович С.С. Новые песни о старом. К вопросу о первых итогах реализации пилотного проекта, направленного на преобразование системы высшего образования / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2024. № 8. С. 14–20.
5. Жевлакович С.С. О модернизации модели модернизации отечественного высшего образования / С.С. Жевлакович // Вестник экономической безопасности. 2025. № 4.
6. Жевлакович С.С. Сколько квалификаций можно скроить из одной образовательной программы? К вопросу о разработке нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука.
7. Жевлакович С.С. Шаг вперед, два шага назад? О реформе отечественного высшего образования / С.С. Жевлакович // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 118–121.

Остальные статьи