Особенности правовой фиксации фактов злодеяний нацистов на оккупированной территории Ленинградской области (1941–1944 гг.)
Аннотация
В статье анализируются особенности фиксации фактов злодеяний (военных преступлений, преступлений против человечности и др.) гитлеровских нацистов и их пособников на оккупированной территории Ленинградской области. Благодаря фиксации событие злодеяния приобретало правовое значение и порождало соответствующие правовые последствия. Однако на эту практику заметное влияние оказывал ряд факторов, затрудняющих процедуру точного учета подобных преступлений и определения их правовой квалификации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 11/2025 |
| Страницы | 45-53 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2025-11-45-53 |
К июню 1941 г. Ленинградская область с центром Ленинград была единым административно-территориальным образованием, включавшим в себя 12 городов и 72 района (83,8 тыс. кв. км), из которых 51 район находился под нацистской оккупацией. За этот период, по неполным данным (на осень 1944 г.), в Ленинградской области нацистами было физически уничтожено (расстреляно, повешено, умерло после пыток и др.) почти 174 тыс. советских граждан, из них около 143 тыс. — военнопленных. Более 253 тыс. чел. были угнаны в Германию, Польшу, Прибалтику.
И хотя однозначной правовой квалификации действий нацистов, уничтожавших жителей Ленинграда голодом в период его блокады, не было сформулировано обвинением и судьями трибунала в Нюрнберге (из-за недостатков на тот момент доказательств преступных планов нацистского руководства по отношению к Ленинграду и отсутствия понятия «геноцид»), осенью 2022 г. вначале Ленинградский областной суд в отношении Ленинградской области, а позже Санкт-Петербургский городской суд в отношении Ленинграда признали их действия в 1941–1944 гг. геноцидом. Таким образом, в свете вновь выявившихся обстоятельств формулирование данной квалификации организованного нацистами геноцида уже не представляло принципиальной сложности.
Однако формирование доказательственной базы для подобного решения в период войны носило трудоемкий и противоречивый характер. Не все выявленные факты и события имели значение для рассмотрения дел и принятия судебного решения. Да и сама юридическая технология процесса фиксации фактов преступления агрессора не была отработана и адаптирована к условиям современной войны. В ходе завершившейся советско-финляндской войны 1939–1940 гг. органы местной и центральной власти информацию о фактах злодеяний противника получали в основном из донесений, спецсообщений и рапортов Оперативной Группы УНКВД СССР по Ленинградской области, нуждающуюся в более тщательной проверке.
