К вопросу об уголовных наказаниях в Золотой Орде и монгольском Иране (по ханским ярлыкам)
Аннотация
Статья посвящена анализу санкции в ярлыках — указах правителей средневековых тюрко-монгольских государств. Автор рассматривает формулировки санкций в актах Улуса Джучи (Золотой Орды) и монгольского Ирана. По итогам рассмотрения делается вывод о фактическом отсутствии в праве тюрко-монгольских государств четко определенных наказаний за различные преступления и, следовательно, широкой практике собственного усмотрения судей, выносивших приговоры.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | История государства и права № 11/2025 |
| Страницы | 26-33 |
| DOI | 10.18572/1812-3805-2025-11-26-33 |
Исследование истории отдельных отраслей права в Монгольской империи и тюрко-монгольских ханствах, возникших в результате ее распада (Золотая Орда, Чагатайский улус, государство Хулагуидов в Иране), вызывает определенные сложности в связи с отсутствием в этих государствах кодификаций, тем более отраслевых. Опираться на обычное или религиозное право, действовавшее в тюрко-монгольских ханствах, мы также не можем, принимая во внимание его «региональный» или даже «местный» характер. Поэтому фактически единственным источником права, который имел повсеместное распространение в ханствах Чингизидов в целом и, к тому же, отражал политико-правовые и социально-экономические реалии их в соответствующий период времени, остаются ханские ярлыки, т.е. указы правителей этих государств.
В течение длительного времени ханские ярлыки исследовались преимущественно как исторический или даже историко-филологический источник. Однако их, несомненно, следует рассматривать, в первую очередь, именно как официальные документы — правовые акты, обладающие всеми необходимыми атрибутами. Структуру (формуляр) ханских ярлыков, начиная с эпохи Монгольской империи и ее улусов и вплоть до позднесредневековых тюрко-монгольских государств, неоднократно исследовали специалисты — в частности, можно назвать труды А.П. Григорьева, М.А. Усманова, Л.Ф. Абзалова, И.А. Мустакимова и др. Проведенные ими исследования позволяют обращаться к более частным вопросам, связанным со структурой и содержанием ярлыков.
В рамках настоящей статьи нас заинтересовала возможность проанализировать такой неотъемлемый элемент ярлыков, как санкция. Следует иметь в виду, что специалисты по дипломатике (которые преимущественно и занимались до сих пор исследованием ярлыков) и по истории государства и права вкладывают разный смысл в понятие санкции. Для первых санкция — это, собственно, сам запрет совершать определенные действия. Вторые же по вполне понятным причинам следуют юридическому определению санкции — как негативных последствий, которые могут наступить для нарушителя правил, предусмотренных нормой права. Именно с юридической точки зрения мы и намерены проанализировать санкции в ярлыках Золотой Орды и монгольского Ирана. Выбор для сравнения именно этих государств объясняется давно установленным сходством в их государственном устройстве и системе правового регулирования, а также постоянными контактами как в политической, так и в культурной сфере (включая и правоотношения). Более того, исследователи, встречаясь с пробелами в тех или иных аспектах истории Золотой Орды, не без оснований экстраполируют на них сведения об аналогичных аспектах из истории монгольского Ирана, от которого сохранилось намного больше исторических источников, включая и правовые памятники.
