Прокуроры судебных палат, созданных в первое десятилетие реализации Судебной реформы 1864 г.
Аннотация
В статье рассматривается ряд социокультурных характеристик прокуроров восьми судебных палат, образованных в первое десятилетие реализации Судебной реформы 1864 г. — образование, стаж службы и др., позволяющих сделать вывод о высоком профессионализме отобранных на эти должности кандидатов.
| Тип | Статья |
| Издание | Мировой судья № 11/2025 |
| Страницы | 13-20 |
| DOI | 10.18572/2072-4152-2025-11-13-20 |
Один из дореволюционных исследователей Судебной реформы 1864 г. Г.А. Джаншиев упоминал о двух серьезных препятствиях для скорого введения судебной реформы: недостаток материальных и интеллектуальных средств для ее осуществления.
Этот взгляд на недостаток подготовленных юристов, соответствующих духу либерально-демократических реформ второй половины XIX в., объясняет серьезные требования к лицам, призванным занять ответственные должности в новых судебных учреждениях, которые должны были прийти на смену сословным судам дореформенной России. Новый судебный и прокурорский корпус должен был укомплектовываться лицами, отвечающим определенным цензам: имущественному, образовательному, а также определенным моральным требованиям. Но главное требование — высокий профессионализм судей и прокуроров новых судов.
Осознавая уникальность положения органов прокурорского надзора в условиях отделения обвинительной власти от судебной, один из «отцов» Судебной реформы 1864 г. Н.А. Буцковский констатировал, что «обнаружение преступления и преследование виновных, т.е., принятие мер к обличению их перед судом, возлагаются на лица прокурорского надзора, которые в этом отношении действуют под руководством своих начальников, но при заявлении судебным местам заключений по делам, руководствуются единственно своим убеждением и существующими законами», настаивая на том, что «только с сохранением за представителями прокурорского надзора свободы действий по совести и убеждению, можно ожидать, что учреждение это будет сильным и удовлетворять своему двоякому призванию быть и обвинителем, и блюстителем закона».
В данной статье будет рассмотрен ряд социально-культурных характеристик прокуроров судебных палат, образованных в 1866–1876 гг. — прокуроров Санкт-Петербургской (открыта 17 апреля 1866 г.), Московской (открыта 23 апреля 1866 г.), Харьковской (открыта 16 ноября 1867 г.), Тифлисской (открыта 19 февраля 1868 г.), Одесской (открыта 2 апреля 1869 г.), Казанской (открыта 8 ноября 1870 г.), Саратовской (открыта 1 июля 1871 г.) и Варшавской (открыта 1 июля 1876 г.) судебных палат.
Необходимо отметить, что в последние годы появился ряд серьезных исследований деятельности судебных палат, образованных в ходе судебных преобразований второй половины XIX в., — это работы А.А. Сапункова и Т.Л. Курас, однако в них незаслуженно мало внимания уделяется изучению личностей судей и прокуроров новых судебных учреждений. Как пример исследования, содержащего отдельные сведения о судьях новых судебных учреждений, можно назвать статью В.Н. Тарасова, посвященную созданию новых судов в Саратовской губернии.
