К вопросу об основных признаках дел о судебном санкционировании мер публичного принуждения, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
Аннотация
Существование правового государства немыслимо без функционирования высокоэффективных механизмов, направленных на предоставление гарантий правомерности административных властных требований. В контексте рассмотренных признаков административных дел о судебном санкционировании автором усматривается необходимость устранения недостатков норм права в части случаев, когда осуществление административным субъектом меры публичного принуждения, сопряженного вторжением в основополагающие права и свободы частного характера, происходит вне рамок механизма превентивного судебного контроля.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 11/2025 |
| Страницы | 30-34 |
| DOI | 10.18572/1812-383X-2025-11-30-34 |
Реализуемый на современном этапе массив правовых реформ характеризуется многообразием инструментария по обеспечению законности в работе государственного аппарата. В этой связи особого внимания заслуживает факт принятия и введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), ставшего важным этапом цивилистического судебного процесса.
В настоящее время КАС РФ регламентирует рассмотрение и разрешение подведомственных суду административных дел об обязательном судебном контроле за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также организации при реализации отдельных административных властных требований (ч. 3 ст. 1 КАС РФ). Согласно сводным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, количество административных дел, рассмотренных судами в порядке административного судопроизводства, следующее: за 2016 г. — 3 990 121, за 2020 г. — 6 847 583, за 2024 г. — 4 702 406. При этом число дел о судебном санкционировании меры публичного принуждения в указанные периоды составило 3 746 761, 6 657 704, 4 285 674 дела соответственно, что является преимущественной долей от общего объема рассмотренных административных дел.
Вместе с тем в условиях динамики развития публично-правовых отношений наличествующая правовая регламентация обязательного судебного контроля представляется небезупречной. Например, фактическое отсутствие механизма судебного санкционирования при реализации ряда административных требований, связанных с ограничением прав и свобод конкретного субъекта, является существенным недостатком. Указанное обстоятельство дает основание предполагать, что выявление основных признаков административных дел об обязательном судебном контроле обусловлено необходимостью определения специфики их правовой природы.
Думается, что первым признаком административных дел о судебном санкционировании мер публичного принуждения является свойство «охранительной функции» органа правосудия. Данная особенность заключается в возможности реализации административным органом индивидуально-определенной ограничительной меры в правах и свободах частного субъекта только после осуществления судебной проверки и получения санкции суда.
