Субъекты правовой охраны Конституции Кыргызской Республики
Аннотация
В статье дан комплексный анализ деятельности субъектов, наделенных полномочиями по охране Конституции Кыргызской Республики (далее — КР), их места и роли в системе организации государственной власти. Анализируются функции народа Кыргызстана как единственного источника государственной власти, Президента КР как гаранта Конституции, парламента КР как высшего законодательного органа, а также Конституционного Суда КР как специализированного органа конституционного контроля. Отдельное внимание уделено изучению судебной системы КР, правоохранительных органов и гражданского общества, осуществляющих полномочия по укреплению конституционного строя и обеспечению общественного порядка и безопасности. В статье сформулирован вывод о комплексном характере деятельности субъектов охраны Конституции, необходимости обеспечения их согласованного взаимодействия для достижения эффективности в сфере правовой охраны Конституции.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2025 |
| Страницы | 58-63 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-10-58-63 |
Развитие демократического государства в современных условиях обуславливает потребность в формировании особого отношения к праву и закону для создания прочной законодательной основы для эффективной жизнедеятельности личности, общества и государства. Это выражается прежде всего в необходимости обеспечения верховенства Конституции как основного закона страны и неукоснительного исполнения ее положений. Учитывая высокую вероятность нарушения конституционных норм, возникновения различного рода пробелов и противоречий с другими нормативными правовыми актами, возрастает роль правовой охраны Конституции, которая является эффективным механизмом поддержания стабильности действующей правовой системы государства и легитимности государственной власти.
На сегодняшний день в юридической науке и законодательстве Кыргызской Республики отсутствует единообразное понимание термина «правовая охрана Конституции», что привело к формированию нескольких подходов к его трактованию. Так, в широком смысле правовая охрана конституции предполагает «создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм». В узком понимании правовая охрана конституции — это «применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе».
Согласно другому подходу, правовая охрана Конституции рассматривается как «деятельность государственных органов и иных субъектов по обеспечению статуса Конституции в качестве основного закона государства и прежде всего ее верховенства и высшей юридической силы». В данном контексте целесообразно отметить системный признак рассматриваемого понятия, затрагивающего интересы различных социальных групп и объединений. Субъекты, на которых возлагаются полномочия по обеспечению охраны главного закона страны, осуществляют данную деятельность в нескольких формах — в виде конституционного контроля, конституционного надзора и возложения конституционной ответственности. Эти формы характеризуются не только наличием особого субъектного состава, но и достаточно жесткой процедурой внесения поправок в конституционные положения.
В современных условиях эффективность охраны Конституции невозможна без участия народа, который согласно п. 4 ст. 1 Конституции КР является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти. В рамках правовой охраны конституционных норм народ не только определяет легитимность власти, но и обеспечивает устойчивость конституционного строя страны. Участие народа в охране Конституции реализуется посредством нескольких форм. В частности, Конституция КР в качестве одного из основополагающих демократических принципов закрепляет принцип народного суверенитета, означающего «власть народа, его высшую волю и право на установление избранного народом правового статуса человека и гражданина, общественного и государственного строя, порядка отношений с другими государствами и международными объединениями». В данном контексте сущность рассматриваемого принципа заключается в том, что воля и интересы народа лежат в основе организации деятельности государственных органов, а нарушение ими конституционных положений способствует подрыву доверия к государственной власти в целом и образованию негативной реакции среди населения страны.
