Дата публикации: 30.10.2025

Субъекты правовой охраны Конституции Кыргызской Республики

Аннотация

В статье дан комплексный анализ деятельности субъектов, наделенных полномочиями по охране Конституции Кыргызской Республики (далее — КР), их места и роли в системе организации государственной власти. Анализируются функции народа Кыргызстана как единственного источника государственной власти, Президента КР как гаранта Конституции, парламента КР как высшего законодательного органа, а также Конституционного Суда КР как специализированного органа конституционного контроля. Отдельное внимание уделено изучению судебной системы КР, правоохранительных органов и гражданского общества, осуществляющих полномочия по укреплению конституционного строя и обеспечению общественного порядка и безопасности. В статье сформулирован вывод о комплексном характере деятельности субъектов охраны Конституции, необходимости обеспечения их согласованного взаимодействия для достижения эффективности в сфере правовой охраны Конституции.




Развитие демократического государства в современных условиях обуславливает потребность в формировании особого отношения к праву и закону для создания прочной законодательной основы для эффективной жизнедеятельности личности, общества и государства. Это выражается прежде всего в необходимости обеспечения верховенства Конституции как основного закона страны и неукоснительного исполнения ее положений. Учитывая высокую вероятность нарушения конституционных норм, возникновения различного рода пробелов и противоречий с другими нормативными правовыми актами, возрастает роль правовой охраны Конституции, которая является эффективным механизмом поддержания стабильности действующей правовой системы государства и легитимности государственной власти.

На сегодняшний день в юридической науке и законодательстве Кыргызской Республики отсутствует единообразное понимание термина «правовая охрана Конституции», что привело к формированию нескольких подходов к его трактованию. Так, в широком смысле правовая охрана конституции предполагает «создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм». В узком понимании правовая охрана конституции — это «применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе».

Согласно другому подходу, правовая охрана Конституции рассматривается как «деятельность государственных органов и иных субъектов по обеспечению статуса Конституции в качестве основного закона государства и прежде всего ее верховенства и высшей юридической силы». В данном контексте целесообразно отметить системный признак рассматриваемого понятия, затрагивающего интересы различных социальных групп и объединений. Субъекты, на которых возлагаются полномочия по обеспечению охраны главного закона страны, осуществляют данную деятельность в нескольких формах — в виде конституционного контроля, конституционного надзора и возложения конституционной ответственности. Эти формы характеризуются не только наличием особого субъектного состава, но и достаточно жесткой процедурой внесения поправок в конституционные положения.

В современных условиях эффективность охраны Конституции невозможна без участия народа, который согласно п. 4 ст. 1 Конституции КР является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти. В рамках правовой охраны конституционных норм народ не только определяет легитимность власти, но и обеспечивает устойчивость конституционного строя страны. Участие народа в охране Конституции реализуется посредством нескольких форм. В частности, Конституция КР в качестве одного из основополагающих демократических принципов закрепляет принцип народного суверенитета, означающего «власть народа, его высшую волю и право на установление избранного народом правового статуса человека и гражданина, общественного и государственного строя, порядка отношений с другими государствами и международными объединениями». В данном контексте сущность рассматриваемого принципа заключается в том, что воля и интересы народа лежат в основе организации деятельности государственных органов, а нарушение ими конституционных положений способствует подрыву доверия к государственной власти в целом и образованию негативной реакции среди населения страны.

Список литературы

1. Бердникова Е.В. Категория «общественный контроль» в конституционном законодательстве зарубежных государств / Е.В. Бердникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. № 4. С. 466–471.
2. Болехивская А.Д. Правовая охрана Конституции Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / А.Д. Болехивская. Краснодар, 2006. 201 с.
3. Гатауллин А.Г. Правовые средства охраны конституции / А.Г. Гатауллин // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 1. С. 143–146.
4. Кокотов А.Н. Запросы судов в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации / А.Н. Кокотов // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 6. С. 1–6.
5. Конституционное право России : энциклопедический словарь / авторы-составители: Г.И. Иванец, И.В. Калинский, В.И. Червонюк. Москва : Юридическая литература, 2002. 430 с.
6. Коровинских Д.С. Правовая охрана Конституции Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / Д.С. Коровинских. Москва, 2005. 195 с.
7. Миронов А.П. О месте прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации / А.П. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 190–192.
8. Мырзалимов Р.М. Вопросы конституционного правосудия в Кыргызстане / Р.М. Мырзалимов. Бишкек : Технология, 2001. 220 с.
9. Чиркин В.Е. Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и государственный суверенитет / В.Е. Чиркин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 3. С. 5–19.
10. Шульженко Ю.Л. Правовая охрана конституции Российской Федерации / Ю.Л. Шульженко // Государство и право. 2021. № 5. С. 7–18.
11. Эсенбаев А.Э. Институт выборов в условиях трансформации политической системы в Кыргызстане / А.Э. Эсенбаев. Бишкек, 2013. 204 с.

Остальные статьи