Дата публикации: 30.10.2025

Об участии территориального общественного самоуправления в осуществлении органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности

Аннотация

Одним из главных элементов реформирования местного самоуправления является переход к одноуровневой территориальной организации, что, по мнению инициаторов перехода, даст возможность сформировать новую модель управления на локальном уровне. В основу системы будет положен принцип привязки к населению, а не территориальный подход. Вместе с тем в условиях прекращения поселенческого уровня актуальной становится проблема организации взаимодействия и обратной связи жителей населенных пунктов и органов публичной власти всех уровней. Решение этой проблемы возможно, по мнению автора, в первую очередь через активизацию институтов непосредственной демократии и прежде всего территориальное общественное самоуправление. В данном контексте рассматриваются различные модели организации взаимодействия, которые могут быть применены на примере участия территориального общественного самоуправления в реализации полномочий органов местного самоуправления в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.




Как следует из пояснительной записки, представлявшейся на этапе внесения в Государственную Думу законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», одной из основных задач реформирования местного самоуправления должно стать повышение эффективности согласованных действий всех уровней публичной власти как единого целого во благо граждан. Не вызывают никаких сомнений важность данной цели, ее значение для обеспечения устойчивого развития государства и общества, повышения уровня жизни населения.

 Важным инструментом достижения этой цели выступает, согласно вступившему в силу с 19 июня 2025 г. (за исключением ст. 32, 37, 39 и ч. 23 ст. 89, которые вступают в силу с 1 января 2027 г.) Федеральному закону от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ), переход к одноуровневой организации местного самоуправления, что, по мнению инициаторов законопроекта, позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе которой будет не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Тем самым должны обеспечиваться учет и удовлетворение реальных потребностей жителей населенных пунктов, сокращаться дистанция между органами публичной власти и населением.

Однако еще на этапе рассмотрения законопроекта (напомним, внесен законопроект был 16.12.2021, а принят Государственной Думой в третьем чтении и направлен в Совет Федерации 05.03.2025) экспертным сообществом высказывались опасения, что ликвидация поселенческого уровня может привести к определенной потере коммуникации жителей отдаленных населенных пунктов с органами публичной власти, снижению доступности муниципальных услуг. В 2017 г. Фонд «Институт экономики города» провел анализ территориальной доступности местного самоуправления. Исследование показало, что при возможном упразднении поселенческого уровня местного самоуправления доля населения, проживающего на расстоянии более 15 километров от центра муниципального образования, возрастет с 1–2% до 15–20%. Фактически данные цифры говорят об увеличении показателя на порядок.

В связи с этим высказано предположение, что при ликвидации поселенческого уровня местного самоуправления численность населения, проживающего в условиях затрудненной транспортной доступности органов местного самоуправления, составит до 40 млн человек.

Безусловно, лишь реальная практика реализации новой территориальной схемы местного самоуправления позволит оценить обоснованность подобных сомнений, эффективность нового подхода к территориальной основе организации МСУ. Вместе с тем, очевидно, еще более актуальным становится вопрос учета позиции территориальных коллективов, надежной обратной связи властных органов и населения муниципальных образований. Как показывает исторический опыт, практика реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), надежным инструментом эффективности такого взаимодействия должны стать институты непосредственной демократии и прежде всего получившее широкое распространение в нашей стране территориальное общественное самоуправление (ТОС). Как неоднократно отмечалось исследователями, именно ТОС выступает определенным элементом системы местного самоуправления, который, не обладая властными полномочиями, способен обеспечивать учет интересов конкретной территориальной общины.

Список литературы

1. Бабичев И.В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты : монография / И.В. Бабичев, Б.В. Смирнов. Москва : Норма : Инфра-М, 2011. 528 с.
2. Давыдов А.А. Проблемные аспекты развития территориального общественного самоуправления в современной России и пути их разрешения / А.А. Давыдов // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 5. С 72–77.
3. Малый А.Ф. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления / А.Ф. Малый // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 6. С. 66–70.
4. Муниципальное право России : учебник / ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Проспект, 2020. 656 с.
5. Раздьяконова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в местном самоуправлении / Е.В. Раздьяконова // Юридическая наука и практика. 2009. Т. 5. № 2. С. 65–68.
6. Щепачев В.А. Проблемы правового регулирования территориального общественного самоуправления / В.А. Щепачев // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 6. С. 26–31.

Остальные статьи