Дата публикации: 30.10.2025

Конституционное право гражданина на обращение: влияние цифровизации

Аннотация

Конституция России закрепила за гражданином его право на обращение в органы публичной власти. Бурный рост цифровых технологий не обошел своим влиянием и данное направление коммуникации гражданина и государства. Работа посвящена анализу фактического влияния цифровизации на сферу работы органов государственной и муниципальной власти с обращениями граждан. Установлено, что в отличие от целого ряда стран в настоящее время в Российской Федерации отсутствует централизованный властно-публичный орган, к компетенции которого относились бы принятие и последующее рассмотрение ординарных и электронных обращений граждан. Определено, что фиксируемый в России все более ускоряющийся генезис цифровизации и совершенствование цифровых технологий приводят к внесению корректив в процессы исполнения органами публичной власти своих полномочий, включая деятельность по принятию и рассмотрению обращений граждан. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости разработки и принятия отдельного федерального законодательного акта, регламентирующего вопросы цифровой коммуникации гражданина и публичных органов власти.




В соответствии с правовыми предписаниями Конституции Российской Федерации исключительным источником власти в стране, равно как и полнообъемным обладателем суверенитета в России выступает ее народ в совокупности всех его наций, народностей и этносов. Свои властные полномочия российский народ правомочен реализовывать как прямо, так и опосредованно. Законность, обоснованность и полнота осуществления государством властно-публичных полномочий от имени российского народа обеспечиваются их правовой регламентацией, сложно выстроенной системой контроля. В качестве одной из разновидностей такого рода контроля выступает система обратной связи граждан с государством в лице органов публичной власти и их должностных лиц — институт обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти, закрепленный в диспозиции нормы ст. 33 Конституции РФ. Полагаем, следует согласиться с Н.Е. Дмитриевой, указывающей на то, что на настоящей момент в российском юридическом и социологическом научных сообществах проведено и находится в той или иной стадии реализации более чем значительное количество исследований, непосредственно посвященных различным аспектам теории и практики реализации гражданами России своего права на обращение в органы публичной власти и, соответственно, рассмотрения таких обращений в органах, организациях и учреждениях государственной власти и местного самоуправления.

Следует отметить, что для России институт обращений граждан в органы публичной власти, закрепленный в Основном законе страны, не является какой-либо нормативной новацией. Законодательное закрепление челобитные и порядок их рассмотрения получают в Судебнике Ивана III 1495 г. Значительное увеличение числа и расширение номенклатуры обращений граждан на имя Государя привели к учреждению в правление Ивана IV специального органа государственной власти —– Челобитного приказа. Постепенно формировались правила, в соответствии с которыми граждане могли обращаться во властные органы, оформлялись и совершенствовались форма, структура обращений. Значительное развитие институт обращений граждан в органы государственной власти различных уровней получил в советский период отечественной истории. В качестве официального обоснования тех или иных резонансных, зачастую спорных государственно-властных решений выступала формулировка «по многочисленным просьбам советских граждан».

Действующая отечественная Конституция не только сохранила, но и существенным образом развила право граждан на обращение в органы публичной власти. Согласно содержанию ст. 33 Основного закона, такого рода обращения могут подаваться гражданами в индивидуальном и коллективном порядке как в органы государственной власти, так и муниципальные институты публичной власти. В ходе проведенного сравнительного анализа законодательных норм, регламентирующих право человека и гражданина на обращение в органы публичной власти, стран — участниц международного объединения БРИКС Н.Е. Дмитриева указывает на заметно большую нормативную проработку данной проблематики в законодательном массиве Российской Федерации. Помимо безусловного конституционного закрепления такого рода права граждан, российское законодательство в рамках отдельного федерального законодательного акта —  Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ) определяет и порядок, в соответствии с которым такие обращения подлежат рассмотрению на всей территории России. Правовыми предписаниями Закона № 59-ФЗ за гражданином (гражданами) закреплено право самостоятельно определять форму, в которой соответствующее обращение в орган публичной власти будет подано. Помимо традиционных — устной и письменных форм — законодательное закрепление получила и электронная форма обращения.

Список литературы

1. Дмитриева Н.Е. Электронные обращения граждан в органы власти: сравнительный анализ стран БРИКС / Н.Е. Дмитриева // Информационное общество. 2024. № 5. С. 47–61.
2. Мамонтова В.Ф. Конституционное право гражданина на обращение в условиях цифровизации / В.Ф. Мамонтова // Конституционализация отраслевого законодательства Российской Федерации : материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участие
3. Степкин С.П. Цифровая трансформация обращений граждан с использованием современных информационных технологий / С.П. Степкин // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 4. С. 72–82. DOI: 10.34076/2410_2709_2022_1_72
4. Филонова О.И. Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в сфере электронных обращений граждан в органы государственной власти / О.И. Филонова, Е.Н. Полякова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые и
5. Шмидт С.О. Челобитенный приказ в середине XVI столетия / С.О. Шмидт // Известия Академии наук СССР. Серия истории и философии. 1950. Т. 7. № 5. С. 445–458.

Остальные статьи