Дата публикации: 30.10.2025

Конституционно-правовой механизм государственной поддержки соотечественников в Российской Федерации в контексте сложившейся геополитической ситуации

Аннотация

Как никогда сегодня в стране актуальна необходимость активной политической деятельности по сохранению государственного единства, обеспечению национальной безопасности, соблюдению конституционных прав граждан, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, что непосредственно связано с непростой геополитической обстановкой. Объектом исследования данной статьи является действующее законодательство в области поддержки соотечественников. Предмет исследования — конституционно-правовые механизмы такой государственной поддержки в условиях специальной военной операции и присоединения к Российской Федерации новых территорий. Цель исследования: проанализировав конституционно-правовые нормы и отношения, а также законодательную и законоприменительную практику, сделать выводы о том, какие сегодня используются элементы для конституционно-правового регулирования государственной поддержки прав соотечественников в России, в частности, соотечественников, находящихся на территории Украины и вновь присоединенных к России регионов. Для достижения цели автором используются методы дедукции, индукции, правового анализа. В ходе исследования автор приходит к заключению, что конституционноправовой механизм, регулирующий процесс переселения в Россию соотечественников из-за рубежа, в частности, с территории военных действий на Украине, является системой средств, которыми осуществляется регулирование процесса переселения в Россию с сохранением их прав, а также общественных отношений, возникающих по поводу международных правоотношений по данному вопросу. На сегодняшний день актуальными направлениями развития законодательства в области переселения соотечественников являются вопросы защиты прав и свобод в сфере миграции, а также оказания социальной поддержки соотечественникам.




Соблюдение прав и свобод граждан, в том числе тех, кто пребывает за рубежом, — первостепенная задача Российского государства. В контексте сложной геополитической ситуации права соотечественников за рубежом сегодня заслуживают особого внимания, поскольку надежное законодательство в этой области и деятельность соответствующих организаций позволят им сплотиться в отстаивании своих законных прав и интересов, сохранить национальные и культурные ценности, русский язык.

Конституционно-правовой механизм регулирования государственной поддержки соотечественников в Российской Федерации включает конституционно-правовые нормы и отношения, принципы конституционного права, а также юридические факты, акты толкования и применения конституционных прав и обязанностей соотечественников, находящихся за рубежом.

Этот механизм опирается на совокупность норм международного права, Конституцию и законодательство Российской Федерации. Поясняя определение, данное выше, отметим, что под конституционно-правовыми принципами мы, вслед за В.В. Невинским, понимаем базовые правовые категории, закрепленные в Конституции. А именно, сюда относятся принцип демократизма нормотворчества и реализации права; принцип равенства граждан перед законом; принцип взаимной ответственности государства и личности; принципы гуманизма и законности.

Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно выезжать за пределы государства. Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление своим гражданам покровительства и за пределами территории страны, что дает основу для формирования основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.

Конкретизируется конституционный принцип защиты граждан Российской Федерации за рубежом в ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации», которая возлагает функцию обеспечения возможности реализации своих законных прав для россиян, проживающих за рубежом, на «органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации». Согласно данной статье, относящиеся к данным представительствам и учреждениям должностные лица указанных учреждений обязаны оказывать содействие в обеспечении гражданам Российской Федерации возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. А также в функции этих организаций входит мониторинг соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, законов и правил тех государств, где на данный момент проживают граждане Российской Федерации, охраны прав российских граждан и их интересов.

Список литературы

1. Бабурина В.Л. Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика : диссертация кандидата юридических наук / В.Л. Бабурина. Воронеж, 2017. 228 с.
2. Герасимова В.А. Российские соотечественники за рубежом / В.А. Герасимова // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1. С. 904–921.
3. Забелло И.О. Конституционные основы защиты прав соотечественников за рубежом : автореферат диссертации кандидата юридических наук / И.О. Забелло. Москва, 2004. 24 с.
4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / ответственный редактор В.В. Невинский. Москва : Норма : Инфра-М, 2023. 432 с.
5. Короткова О.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом / О.А. Короткова, Н.А. Свищев, М.О. Воробьева // Вестник Калужского университета. 2023. № 3 (60). С. 12–14.

Остальные статьи