Конституционно-правовой механизм государственной поддержки соотечественников в Российской Федерации в контексте сложившейся геополитической ситуации
Аннотация
Как никогда сегодня в стране актуальна необходимость активной политической деятельности по сохранению государственного единства, обеспечению национальной безопасности, соблюдению конституционных прав граждан, находящихся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, что непосредственно связано с непростой геополитической обстановкой. Объектом исследования данной статьи является действующее законодательство в области поддержки соотечественников. Предмет исследования — конституционно-правовые механизмы такой государственной поддержки в условиях специальной военной операции и присоединения к Российской Федерации новых территорий. Цель исследования: проанализировав конституционно-правовые нормы и отношения, а также законодательную и законоприменительную практику, сделать выводы о том, какие сегодня используются элементы для конституционно-правового регулирования государственной поддержки прав соотечественников в России, в частности, соотечественников, находящихся на территории Украины и вновь присоединенных к России регионов. Для достижения цели автором используются методы дедукции, индукции, правового анализа. В ходе исследования автор приходит к заключению, что конституционноправовой механизм, регулирующий процесс переселения в Россию соотечественников из-за рубежа, в частности, с территории военных действий на Украине, является системой средств, которыми осуществляется регулирование процесса переселения в Россию с сохранением их прав, а также общественных отношений, возникающих по поводу международных правоотношений по данному вопросу. На сегодняшний день актуальными направлениями развития законодательства в области переселения соотечественников являются вопросы защиты прав и свобод в сфере миграции, а также оказания социальной поддержки соотечественникам.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 10/2025 |
| Страницы | 10-13 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-10-10-13 |
Соблюдение прав и свобод граждан, в том числе тех, кто пребывает за рубежом, — первостепенная задача Российского государства. В контексте сложной геополитической ситуации права соотечественников за рубежом сегодня заслуживают особого внимания, поскольку надежное законодательство в этой области и деятельность соответствующих организаций позволят им сплотиться в отстаивании своих законных прав и интересов, сохранить национальные и культурные ценности, русский язык.
Конституционно-правовой механизм регулирования государственной поддержки соотечественников в Российской Федерации включает конституционно-правовые нормы и отношения, принципы конституционного права, а также юридические факты, акты толкования и применения конституционных прав и обязанностей соотечественников, находящихся за рубежом.
Этот механизм опирается на совокупность норм международного права, Конституцию и законодательство Российской Федерации. Поясняя определение, данное выше, отметим, что под конституционно-правовыми принципами мы, вслед за В.В. Невинским, понимаем базовые правовые категории, закрепленные в Конституции. А именно, сюда относятся принцип демократизма нормотворчества и реализации права; принцип равенства граждан перед законом; принцип взаимной ответственности государства и личности; принципы гуманизма и законности.
Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно выезжать за пределы государства. Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление своим гражданам покровительства и за пределами территории страны, что дает основу для формирования основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
Конкретизируется конституционный принцип защиты граждан Российской Федерации за рубежом в ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации», которая возлагает функцию обеспечения возможности реализации своих законных прав для россиян, проживающих за рубежом, на «органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации». Согласно данной статье, относящиеся к данным представительствам и учреждениям должностные лица указанных учреждений обязаны оказывать содействие в обеспечении гражданам Российской Федерации возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. А также в функции этих организаций входит мониторинг соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, законов и правил тех государств, где на данный момент проживают граждане Российской Федерации, охраны прав российских граждан и их интересов.
