Наблюдение на выборах в России: основные вехи становления и перспективы развития
Аннотация
Статья посвящена основным этапам становления и перспективам развития института наблюдения на выборах в Российской Федерации. В статье акцентировано внимание на том, что конституционная реформа 2020 г. открыла новый этап в функционировании системы публичной власти и усилении роли гражданского общества. Внастоящее время наблюдение за выборами в России представляет собой строго регламентированную процедуру, законом четко определен перечень уполномоченных субъектов, осуществляющих контроль над их организацией и проведением в рамках установленных сроков и объемов компетенции. Последние изменения в избирательном законодательстве способствовали уточнению функций и сроков полномочий наблюдателей и доверенных лиц кандидатов.
| Тип | Статья |
| Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2025 |
| Страницы | 32-36 |
| DOI | 10.18572/2500-0306-2025-3-32-36 |
Наблюдение — один из важнейших элементов современного российского избирательного процесса, обеспечивающих реализацию базовых демократических принципов — открытости и гласности выборов, способствующих минимизации нарушений, повышению доверия граждан к результатам голосования и укреплению легитимности избранных органов власти.
Развитие возможностей для участия в наблюдении и контроле над организацией и проведением выборов в нашей стране происходит на протяжении тридцати лет, одновременно с формированием и совершенствованием российской общественно-политической системы в целом. Активное внедрение новых информационных технологий, стремительная цифровизация электоральных практик, хотя и способствуют повышению доступности в реализации избирательных процедур, но одновременно порождают трудности, связанные с необходимостью обеспечения безопасности и прозрачности выборов. Это актуализирует проблему доверия к результатам голосования, повышает значимость деятельности наблюдателей, влечет изменение подхода к самому процессу наблюдения за выборами.
Исследованию правового статуса субъектов наблюдения на выборах посвящены работы многих ученых-конституционалистов, электоральных юристов, в частности С.А. Авакьяна, Л.Г. Берлявского и Н.А. Тарабана, А.А.Брода, Л.А. Нудненко, Т.В. Троицкой, Н.А. Яковлева. В последние годы параллельно с укреплением института общественного наблюдения возросло и количество исследований, посвященных вопросам развития и совершенствования системы гражданского контроля за выборами в России. В частности, этому посвящены работы С.Е. Заславского, А.А. Спиридонова, В.И. Федорова и других ученых.
Проблематика влияния новых технологий на осуществление избирательных действий и процедур нашла отражение в трудах И.Б. Борисова, И.М. Виноградовой, Е.В. Гриценко, Е.И. Колюшина и других авторов. Тем не менее, несмотря на увеличение числа исследований в данной области, степень вовлеченности профессионального сообщества в разработку темы представляется недостаточной, учитывая существующие проблемы и вызовы, стоящие перед государством, а также значимость данной сферы для функционирования современной избирательной системы.
Становление и нормативное оформление института наблюдателей в России следует отнести к началу 1990-х годов. Конституция РФ 1993 г. заложила государственно-правовые основы формирования гражданского общества и гражданского контроля за выборами, федеральные законы и указы Президента РФ 1993–1994–гг. утвердили порядок выборов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, право кандидатов в депутаты и избирательных объединений направлять наблюдателей в соответствующие участковые избирательные комиссии. Важнейшим событием стало принятие «рамочного» Федерального закона от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». Правовой статус наблюдателей еще не был детализирован, однако законодательно устанавливалась сама возможность присутствия представителей избирательных объединений и кандидатов на избирательных участках. Кроме того, партии получили своих представителей в избирательных комиссиях, так как было закреплено законодательно участие в них членов комиссий с правом совещательного голоса. Статус последних был двойственен: с одной стороны, они были обязаны защищать интересы назначивших их кандидатов или избирательных объединений, с другой — являясь членом коллегиального органа, в соответствии с законом, должны были обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав всех граждан.
