Правовое значение внутрипартийных процедур на выборах
Аннотация
В настоящей статье рассматривается роль внутрипартийных процедур в избирательном процессе, предлагается определение такого рода процедур. Отмечается значимость внутрипартийных процедур не только на стадии выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов), но и в дальнейшем, в частности при отзыве кандидатов (списков кандидатов), исключении кандидатов из списка кандидатов. Автор выделяет тенденцию формирования судебного толкования норм уставов политических партий, решений их руководящих органов, методологически пока ничем не отличающегося от интерпретации нормативных правовых актов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2025 |
| Страницы | 25-27 |
| DOI | 10.18572/2500-0306-2025-3-25-27 |
Несмотря на то что партийная система в Российской Федерации начала формироваться с начала 90-х годов прошлого века, правовая институционализация политических партий произошла после принятия Федерального закона от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Закон о партиях). Принятие указанного Федерального закона, а также новых федеральных законов о выборах сделало неактуальной всю имевшуюся на тот момент практику партийного нормотворчества, а равно основанное на ней правоприменение. Каких-либо значимых выводов в отношении внутрипартийного устройства в вышеуказанный период Конституционным Судом Российской Федерации сделано не было. Ввиду указанных обстоятельств мы будем в настоящей работе опираться только на актуальную правоприменительную практику.
Для целей настоящей работы под внутрипартийными процедурами следует понимать основания и порядок принятия руководящими и контрольно-ревизионными органами политической партии решений и их исполнения. Внутрипартийные процедуры предусматриваются уставом политической партии (ст. 21 Закона о партиях), а также могут содержаться в решениях съезда политической партии, положениях, порядках, инструкциях и других документах, которые принимаются органами партии. Указанный в данном определении порядок включает в себя сроки принятия конкретного решения или совершения действия, порядок и форму голосования, форму принимаемого решения (как правило, протокол или выписка из него).
Правоприменительная практика в сфере выборов по вопросам соблюдения и толкования норм уставов и решений руководящих органов политических партий стала складываться примерно с 2005–2006 гг. Во-первых, к 1 января 2004 г. полностью вступил в силу Закон о партиях, а ранее существовавшие общероссийские политические общественные объединения либо были преобразованы в политические партии, либо стали общественными организациями или движениями и, как следствие, утратили возможность участия в федеральных и региональных выборах (ст. 47 Закона о партиях).
Во-вторых, в 2005 г. в законодательство о выборах были внесены изменения, направленные на развитие пропорциональной избирательной системы. По новому Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания» парламентские выборы проводились исключительно по данной избирательной системе.
В этот период вопросы правовой значимости партийных процедур в контексте анализа внутреннего устройства политических партий и их электоральной деятельности рассматривались в работах И.Б. Борисова, Е.И. Ерыгиной, С.Е. Заславского, А.В. Курочкина и др. Всплеск научного интереса вызвала институционализация на уровне внутрипартийного регулирования предварительного голосования — процедуры, направленной на открытый, гласный и демократический отбор кандидатур для последующего их выдвижения на выборах. Однако значимых решений судов по вопросам реализации данной процедуры немного; большая часть из них сводится к тому, что «предварительное голосование относится к внутрипартийной деятельности партии и не рассматривается в действующем законодательстве о выборах как этап выдвижения кандидата политической партией».
