Общественное наблюдение за голосованием на выборах и референдумах как фактор формирования электоральной правовой культуры
Аннотация
В статье исследуется влияние института независимого общественного наблюдения за голосованием на выборах и референдумах на формирование у граждан положительной мотивации к участию в избирательном процессе. Общественные наблюдатели во взаимодействии с членами избирательных комиссий активно и непосредственно противостоят попыткам нарушений избирательных прав граждан, фальсификаций, вбросов непроверенной информации и иным способам дискредитации выборов.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2025 |
| Страницы | 15-18 |
| DOI | 10.18572/2500-0306-2025-3-15-18 |
Еще десять лет назад исследователи российской электоральной культуры характеризовали ее как низкую, отмечая как составные ее элементы: неверие граждан в возможность реально повлиять на исход выборов, их пассивную гражданскую позицию, политическую апатию значительной части общества, эмоциональность электорального решения, широкое распространение различных манипулятивных технологий, низкий уровень партийных установок и ориентаций, отсутствие готовности защищать нарушенные электоральные права.
Однако при этом не подвергалось сомнению само значение электоральной культуры для организации и проведения демократических выборов. Как устойчивая система представлений и моделей поведения субъектов электорального процесса, она определяет способность граждан сформировать институты верховной власти на основе собственного свободного и рационального выбора. Развитая электоральная культура подразумевает высокий уровень осведомленности граждан о выборах, доверия к ним и участия в избирательных процессах.
С середины 90-х годов в условиях торжества политической апатии и электорального абсентеизма, ставших итогом разочарования в институте свободных выборов и в целом в результатах социально-экономического реформирования страны, в массовом сознании прочно укоренились известные мифы, стереотипы, идеологические установки и клише о выборах: «за нас уже все решили», «неважно, как проголосуют, важно, как посчитают», «политика — грязное дело» и др.
Создать систему положительной мотивации, способную преодолеть недоверие к институту выборов и избирательной системе, оказалось делом гораздо более сложным, чем придумать новую политтехнологию, способ воздействия на общественное мнение или мобилизовать «административный ресурс» и «бюджетников». На формирование такой мотивации нацелены усилия власти, политтехнологов и избирательной системы в последние десятилетия.
Решающий вклад в правовое просвещение избирателей, обучение организаторов выборов, наблюдателей и других участников избирательного процесса вносит Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ при ЦИК России). РЦОИТ обеспечивает выполнение мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в стране с 1994 г., когда была принята первая Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации.
