Дата публикации: 25.09.2025

Общественное наблюдение за голосованием на выборах и референдумах как фактор формирования электоральной правовой культуры

Аннотация

В статье исследуется влияние института независимого общественного наблюдения за голосованием на выборах и референдумах на формирование у граждан положительной мотивации к участию в избирательном процессе. Общественные наблюдатели во взаимодействии с членами избирательных комиссий активно и непосредственно противостоят попыткам нарушений избирательных прав граждан, фальсификаций, вбросов непроверенной информации и иным способам дискредитации выборов.




Еще десять лет назад исследователи российской электоральной культуры характеризовали ее как низкую, отмечая как составные ее элементы: неверие граждан в возможность реально повлиять на исход выборов, их пассивную гражданскую позицию, политическую апатию значительной части общества, эмоциональность электорального решения, широкое распространение различных манипулятивных технологий, низкий уровень партийных установок и ориентаций, отсутствие готовности защищать нарушенные электоральные права.

Однако при этом не подвергалось сомнению само значение электоральной культуры для организации и проведения демократических выборов. Как устойчивая система представлений и моделей поведения субъектов электорального процесса, она определяет способность граждан сформировать институты верховной власти на основе собственного свободного и рационального выбора. Развитая электоральная культура подразумевает высокий уровень осведомленности граждан о выборах, доверия к ним и участия в избирательных процессах.

С середины 90-х годов в условиях торжества политической апатии и электорального абсентеизма, ставших итогом разочарования в институте свободных выборов и в целом в результатах социально-экономического реформирования страны, в массовом сознании прочно укоренились известные мифы, стереотипы, идеологические установки и клише о выборах: «за нас уже все решили», «неважно, как проголосуют, важно, как посчитают», «политика — грязное дело» и др.

Создать систему положительной мотивации, способную преодолеть недоверие к институту выборов и избирательной системе, оказалось делом гораздо более сложным, чем придумать новую политтехнологию, способ воздействия на общественное мнение или мобилизовать «административный ресурс» и «бюджетников». На формирование такой мотивации нацелены усилия власти, политтехнологов и избирательной системы в последние десятилетия.

Решающий вклад в правовое просвещение избирателей, обучение организаторов выборов, наблюдателей и других участников избирательного процесса вносит Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ при ЦИК России). РЦОИТ обеспечивает выполнение мероприятий по повышению правовой культуры избирателей в стране с 1994 г., когда была принята первая Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации.

Список литературы

1. Давыборец Е.Н. Электоральная культура в России: становление, развитие, особенности / Е.Н. Давыборец // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 5 (120). С. 56–65.
2. Нигметзянов А.А. Правовое мотивирование как способ воздействия на участников избирательного процесса / А.А. Нигметзянов // Гражданин. Выборы. Власть. 2023. № 4 (30). С. 57–65.
3. Ниточкин Ф.В. Проблема легитимности в политико-правовых учениях и избирательное право / Ф.В. Ниточкин // Гражданин. Выборы. Власть. 2023. № 2 (28). С. 29–37.
4. Скокова Ю.А. Наблюдатели на выборах в России / Ю.А. Скокова // Социологические исследования. 2015. № 10 (378). С. 57–63.
5. Юсубов Э.С. Правовая культура в избирательном процессе Российской Федерации: теория и практика / Э.С. Юсубов // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. № 2 (16). С. 9–23.

Остальные статьи