Дата публикации: 25.09.2025

Международные демократические стандарты организации голосования избирателей за рубежом

Аннотация

В статье проанализированы международные обязательства государств в сфере демократических выборов и международные избирательные стандарты применительно к организации голосования избирателей, находящихся за пределами территории государства. Регулирование и организация такого голосования должны осуществляться в соответствии с общепризнанными демократическими принципами организации выборов, обязательствами государств и международными электоральными стандартами, включая взаимосвязанные принципы всеобщего и равного избирательного права, справедливых, открытых и гласных выборов и др. На сегодняшний день международные обязательства и стандарты не содержат специальных императивных положений об организации процедур реализации активного избирательного права граждан, находящихся за рубежом. Зачастую имеющийся «правовой вакуум» в международном праве используется в политических интересах, что ярко проявилось на выборах последних лет в Республике Молдова.




Всеобщность выборов и равенство избирательных прав, вне зависимости от места проведения, формы и методов организации электоральных процедур, являются основополагающими демократическими принципами выборов, закрепленными во всех международных актах, связанных с выборами и референдумами. Задача по обеспечению избирательных прав и реализации права голоса граждан своей страны возлагается на соответствующие государственные органы. А содействие государствам в организации выборов в соответствии с этими принципами «является одним из важнейших аспектов деятельности ОБСЕ».

Современные тенденции, связанные, с одной стороны, с развитием современных цифровых технологий и «размытием» информационных границ государств, а с другой — с повышением правовой грамотности избирателей и участников выборов, усилением контроля за исполнением избирательного законодательства и жестким противодействием иностранному влиянию, сместили «грязные избирательные технологии» в серую зону, в том числе за пределы национальной юрисдикции, за рубеж. 

Анализ использования неправовых либо квазиправовых методов организации голосования за рубежом показывает, что данные технологии, в отсутствие четких правовых критериев, при поддержке опытных западноевропейских «наставников», которым в последние годы защитники права народов на самоопределение смешали все карты в глобальном проекте «оранжевых революций», становятся элементом «политического жонглирования» и последней надеждой получить выгодный для себя результат на выборах.

Организация голосования граждан — избирателей, проживающих или пребывающих за пределами территории государства, проводящего выборы, является в современном избирательном праве и процессе одним из показателей уровня демократичности государства и одной из проблем одновременно.

Четких и однозначных критериев организации голосования избирателей за пределами государства сегодня не существует. Решение указанных вопросов отдано на усмотрение государствам, исходя из своих конституционных и законодательных положений с учетом политико-правовых, исторических, социально-культурных и иных особенностей.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие. В 2 томах. Т. 1 / С.А. Авакьян. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2011. 864 с.
2. Борисов И.Б. Обеспечение электорального суверенитета во внешних отношениях / И.Б. Борисов // Гражданин. Выборы. Власть. 2024. № 2 (32). С. 88–103.
3. Борисов И.Б. Организация и проведение электоральных процедур в условиях современных вызовов и угроз / И.Б. Борисов // Избирательное законодательство и практика. 2025. № 1. С. 12–17.
4. Чиркин В.Е. Публично-правовое образование / В.Е. Чиркин. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2011. 335 с.
5. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России : монография / Б.С. Эбзеев. Москва : Норма, ИНФРА-М, 2013. 559 с.

Остальные статьи