Международные демократические стандарты организации голосования избирателей за рубежом
Аннотация
В статье проанализированы международные обязательства государств в сфере демократических выборов и международные избирательные стандарты применительно к организации голосования избирателей, находящихся за пределами территории государства. Регулирование и организация такого голосования должны осуществляться в соответствии с общепризнанными демократическими принципами организации выборов, обязательствами государств и международными электоральными стандартами, включая взаимосвязанные принципы всеобщего и равного избирательного права, справедливых, открытых и гласных выборов и др. На сегодняшний день международные обязательства и стандарты не содержат специальных императивных положений об организации процедур реализации активного избирательного права граждан, находящихся за рубежом. Зачастую имеющийся «правовой вакуум» в международном праве используется в политических интересах, что ярко проявилось на выборах последних лет в Республике Молдова.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2025 |
| Страницы | 6-14 |
| DOI | 10.18572/2500-0306-2025-3-6-14 |
Всеобщность выборов и равенство избирательных прав, вне зависимости от места проведения, формы и методов организации электоральных процедур, являются основополагающими демократическими принципами выборов, закрепленными во всех международных актах, связанных с выборами и референдумами. Задача по обеспечению избирательных прав и реализации права голоса граждан своей страны возлагается на соответствующие государственные органы. А содействие государствам в организации выборов в соответствии с этими принципами «является одним из важнейших аспектов деятельности ОБСЕ».
Современные тенденции, связанные, с одной стороны, с развитием современных цифровых технологий и «размытием» информационных границ государств, а с другой — с повышением правовой грамотности избирателей и участников выборов, усилением контроля за исполнением избирательного законодательства и жестким противодействием иностранному влиянию, сместили «грязные избирательные технологии» в серую зону, в том числе за пределы национальной юрисдикции, за рубеж.
Анализ использования неправовых либо квазиправовых методов организации голосования за рубежом показывает, что данные технологии, в отсутствие четких правовых критериев, при поддержке опытных западноевропейских «наставников», которым в последние годы защитники права народов на самоопределение смешали все карты в глобальном проекте «оранжевых революций», становятся элементом «политического жонглирования» и последней надеждой получить выгодный для себя результат на выборах.
Организация голосования граждан — избирателей, проживающих или пребывающих за пределами территории государства, проводящего выборы, является в современном избирательном праве и процессе одним из показателей уровня демократичности государства и одной из проблем одновременно.
Четких и однозначных критериев организации голосования избирателей за пределами государства сегодня не существует. Решение указанных вопросов отдано на усмотрение государствам, исходя из своих конституционных и законодательных положений с учетом политико-правовых, исторических, социально-культурных и иных особенностей.
