О некоторых мерах конспирации, связанных с противодействием врагу (на примере опыта Великой Отечественной войны)
Аннотация
Статья посвящена проблемам использования советским командованием в годы Великой Отечественной войны таких эффективных мер обороны, как маскировка и дезинформирование. Рассматриваются нормативные правовые акты, принимавшиеся с этой целью для защиты городской и военной инфраструктуры в Москве и Ленинграде, а также легендирования военных операций. Показана роль четкой организации указанной деятельности в разгроме врага. Делается вывод о необходимости развития опыта этой работы на новой основе в условиях проведения специальной военной операции.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Военно-юридический журнал № 06/2025 |
| Страницы | 36-39 |
| DOI | 10.18572/2070-2108-2025-6-36-39 |
Важнейшими элементами скрытности и соблюдения конфиденциальности в ходе ведения войны являются маскировка и легендирование важнейших объектов, попадающих в поле зрения противника, а также его дезинформирование относительно планов, сил, средств и методов ведения боевой деятельности. Особое значение этой работе придавалось советским командованием во время Великой Отечественной войны. С ее началом маскировка и легендирование различных стратегически важных объектов стали рассматриваться в качестве важнейших оборонительных мер, связанных с обеспечением отпора врагу.
Массированными воздушными налетами на Москву Гитлер намеревался дезорганизовать работу промышленности, транспорта, посеять панику среди населения. Для локализации последствий бомбежек требовалось принятие экстренных и в то же время эффективных мер. Необходимо было дезориентировать противника, заставить его сбрасывать бомбы не на те объекты, которые его интересовали.
Уже 22 июня 1941 г. по московскому радио до сведения жителей столицы был доведен приказ местной противовоздушной обороны. Он предписывал обеспечить светомаскировку предприятий, транспорта, домов и улиц, привести в состояние повышенной готовности бомбоубежища, метрополитен и службы МПВО.
9 июля 1941 г. было издано Постановление Государственного комитета обороны (ГКО) «О создании службы маскировки при Московском совете». Руководство мероприятиями по маскировке города было возложено на известного архитектора Б.М. Иофана. Предусматривались нанесение камуфляжной раскраски на здания и пространства, что лишало вражеских летчиков, располагавших детальными картами Москвы, возможности распознавать те или иные районы города. Предусматривалось также сокрытие блеска позолоченных куполов кремлевских соборов. Все здания в Кремле планировалось перекрасить таким образом, чтобы они выглядели как обычные дома. Крыши, фасады зданий, асфальт, булыжник площадей и улиц покрыли зеленой краской, маскируя их под аллеи и скверы. Предусматривалось также возведение макетов зданий и ложных мостов через Москву-реку, что должно было дезориентировать вражеских летчиков.
Работы по маскировке Кремля и исторических зданий в центре города завершились к 29 июля 1941 г. Во многом благодаря им за время войны в пределах Кремля взорвалось всего 9 бомб, причем только одна из них серьезно повредила здание Арсенала.
