Правовое обеспечение организации прокурорской проверки на современном этапе в условиях проведения специальной военной операции
Аннотация
В статье проанализировано правовое обеспечение организации и проведения прокурорской проверки. Рассмотрены вопросы процедуры, пределы и расширения предмета прокурорских проверок, а также сроков их проведения. При проведении выездной прокурорской проверки в боевой обстановке предлагается установить положения о незамедлительном предоставлении проверяемыми лицами информации и документов, отраженных в требовании прокурора. Обоснован тезис о том, что качество надзорных мероприятий и их результативность существенно повышаются с привлечением профильных специалистов согласно тематике проверки. В условиях проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции предлагается минимизировать отрыв указанных лиц от исполнения ими своих основных обязанностей и, если позволяет обстановка, планирование прокурорских проверок рекомендуется увязывать с их выездами.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Военно-юридический журнал № 06/2025 |
| Страницы | 20-25 |
| DOI | 10.18572/2070-2108-2025-6-20-25 |
В деятельности прокурора по выявлению правонарушений значимое место занимают проводимые им проверки. Они являются объективной необходимостью в любой организации, поскольку без них невозможно существование и прогрессивное развитие любой ячейки нашего общества, любого коллектива. Правовая регламентация проверки, проводимой прокуратурой, довольно подробно исследована в науке прокурорского надзора, однако остается актуальной и сегодня.
Как известно, организация и общие правила проведения прокурорской проверки определены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре). Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» были конкретизированы основные положения об организации проведения прокурорской проверки.
Потребность в особой законодательной регламентации проведения прокурорских проверок по причине отдельного места прокуратуры в системе федеральных органов государственной власти обусловила их исключение из-под сферы регулирования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный закон сохраняет непосредственную юридическую силу при проведении и организации проверок по требованию прокурора органами государственного контроля (надзора) или органами муниципального контроля (п. 3 ч. 3 ст. 1 упомянутого закона № 294-ФЗ).
Организация прокурорских проверок должна быть фундаментально выстроена на основе принципов законности, независимости, открытости (гласности). В условиях любой ситуации необходимо руководствоваться законом, осуществлять действия в пределах императивных юридических процедур. Эти принципы базируются на теоретическом фундаменте, полученном в результате глубокого анализа и обобщения практического опыта. Юридическое признание указанных принципов подчеркивает их обязательный характер и обязанность всех прокурорских работников следовать им.
Принцип законности требует от прокуроров действовать в строгом соответствии с законом. Прокурорская деятельность осуществляется в рамках правового поля.
