Конституционные вопросы применения уголовно-процессуального законодательства в новых регионах РФ в условиях военного положения
Аннотация
В статье исследуется процесс адаптации уголовно-процессуального законодательства к реалиям новых регионов Российской Федерации, учитывая их исторический опыт и особенности правового регулирования, действовавшего до вхождения в состав РФ. Анализируется Федеральный закон № 395-ФЗ и изменения, внесенные в УПК РФ, в контексте конституционных гарантий прав граждан, с учетом позиции Конституционного Суда РФ.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Военно-юридический журнал № 06/2025 |
| Страницы | 11-14 |
| DOI | 10.18572/2070-2108-2025-6-11-14 |
Проведение упреждающей специальной военной операции вызвало актуальные вопросы, связанные с интеграции Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Запорожской и Херсонской областей в правовую систему Российской Федерации. Особое значение в данном контексте приобретает определение порядка применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства на новых территориях. Как верно отмечается в научной литературе, специальная военная операция, наряду с боевым, материально-техническим обеспечением, должна быть обеспечена и в правовом отношении.
Несмотря на одновременное включение четырех новых регионов в состав Российской Федерации 30 сентября 2022 г., уголовное судопроизводство в каждом из регионов имело свою специфику, обусловленную продолжительностью периода самостоятельной государственности каждого из исторических субъектов, предшествующего принятию. Так, например, декларации о независимости и суверенитете Запорожской и Херсонской областей были приняты 27 и 28 сентября 2022 г. соответственно, т.е. всего за два-три дня до вхождения этих территорий в состав РФ. В то же время Декларация о суверенитете Донецкой Народной Республики была принята еще 7 апреля 2014 г., т.е. за восемь лет до фактического присоединения. Аналогичным образом, за восемь лет до принятия в состав Российской Федерации принята Декларация о суверенитете Луганской Народной Республики от 27 апреля 2014 г. Столь продолжительный период самостоятельного государственного строительства в ЛНР и ДНР вызвал необходимость создания собственного уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В результате этого были приняты Уголовный кодекс ДНР 19 августа 2014 г., Уголовно-процессуальный кодекс ДНР — 24 августа 2018 г., а также Уголовный кодекс ЛНР — 14 августа 2015 г. и Уголовно-процессуальный кодекс ЛНР — 21 августа 2015 г. Соответственно, исходя из непродолжительного периода независимости, Запорожская и Херсонская области собственных кодифицированных нормативных правовых актов по данным вопросам не имели.
Для сравнения, Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя была принята 11 марта 2014 г., а вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации осуществилось всего через семь дней — 18 марта 2014 г. В отличие от Донецкой и Луганской Народных Республик, где продолжительный период самостоятельного государственного строительства обусловил формирование собственных кодифицированных систем уголовного и уголовно-процессуального законодательства, кратковременность периода независимости Крыма повлекла за собой непосредственный переход от применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства Украины к регулированию правоотношений посредством аналогичных институтов Российской Федерации, минуя этап формирования автономной правовой системы.
Отличительной чертой и особенностью перехода Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей с украинского на российское уголовно-процессуальное законодательство стало наличие собственного постукраинского уголовно-процессуального законодательства, действовавшего до 30 сентября 2022 г.
