О становлении и развитии института старост сельских населенных пунктов в современной России
Аннотация
В статье анализируется история становления института старост сельских населенных пунктов в современной России. Авторы выделяют три этапа развития данного института, детально исследуются причины принятия региональных законов на первом и втором этапах, проводится сравнительная характеристика законодательных актов субъектов РФ, устанавливающих правовой статус старост до принятия изменений в федеральное законодательство. Делаются выводы о перспективах института сельских старост с учетом принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2025 |
| Страницы | 25-28 |
| DOI | 10.18572/2072-4314-2025-4-25-28 |
Отправной точкой в становлении современного института сельских старост можно считать 26 октября 1993 г. — дату подписания Президентом РФ Указа «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. В соответствии с п. 1 Положения старосты были указаны в качестве одного из наименований главы местного самоуправления, которые являлись органами местного самоуправления.
1996–2006 гг. — это первый этап становления института старост в современной истории России. В это время целый ряд субъектов РФ принял во исполнение вышеназванного Указа Президента РФ отдельные законодательные акты, в которых за старостами был закреплен один из двух статусов:
1) выборного должностного лица местного самоуправления, как правило, в структуре исполнительного органа муниципального образования;
2) главы территориального общественного самоуправления сельского населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием.
Рассмотрим первую группу субъектов РФ, которые пошли по пути наделения старост статусом должностного лица муниципального образования. Ненецкий автономный округ урегулировал правовой статус старост законом НАО от 17 октября 1997 г. № 83-ОЗ «О старосте сельского поселения Ненецкого автономного округа». Староста в сельском поселении, расположенном в отдаленном от центра муниципального образования, избирался сроком на два года на сходе граждан при тайном голосовании. Деятельность староста мог осуществлять как на штатной (возмездной) основе, так и на общественных началах. Среди основных полномочий можно выделить следующие:
