Понятие и основания введения административно-правового режима повышенной готовности
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению сущностных признаков административно-правового режима повышенной готовности. Сформулировано его теоретическое определение. Доказана необходимость закрепления в законодательстве определения угрозы чрезвычайной ситуации как существующих в реальности неблагоприятных условий природного, техногенного или биологического характера, которые могут привести к ее возникновению.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 11/2025 |
| Страницы | 74-76 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-11-74-76 |
В законодательстве отсутствует определение понятия административно-правового режима повышенной готовности. По мнению С.А. Старостина, он может рассматриваться как режим, не предполагающий применение государственными органами мер, которые находят выражение в условиях чрезвычайной ситуации. Сходной позиции придерживается В.Ю. Ухов, предлагая в качестве основных мер, применяемых в его рамках, рассматривать профилактические. Однако определение понятия «от обратного» не позволит в полной мере раскрыть его сущность, в связи с чем требуется более четкое толкование.
Наиболее близким к раскрытию сущности режима представляется мнение авторов, которые считают, что режим повышенной готовности следует понимать как один из режимов функционирования единой системы, подразумевая «степень готовности ее органов управления и сил для устранения угрозы чрезвычайной ситуации». С.Д. Хазанов, Д.М. Лифанов рассматривают его в качестве «переходного экстраординарного режима, обеспечивающего реализацию мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, быстрое доведение до исполнителей управленческих решений и получение необходимой информации для выполнения возложенных на них задач». Данное толкование связывает режим повышенной готовности с конкретной его целью. Рассматриваемый режим выступает способом реагирования на существующую угрозу чрезвычайной ситуации.
Административно-правовой режим повышенной готовности характеризуется специфическими основаниями для его введения
Правовым основанием прежде всего выступают конкретные нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), посвященные регламентации соответствующего режима. В нем закреплены полномочия органов власти и их должностных лиц по его введению и установлению правил поведения, направленных на его обеспечение. Также в качестве правового основания следует рассматривать нормы Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794; Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.
Однако данные нормы вступают в силу лишь при наличии распорядительных актов уполномоченных субъектов. Например, Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа и Южного федерального округа, введен режим повышенной готовности, в рамках которого высшие должностные лица и органы исполнительной власти указанных субъектов осуществляют полномочия по принятию решений о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.
