Дата публикации: 06.11.2025

Понятие и основания введения административно-правового режима повышенной готовности

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению сущностных признаков административно-правового режима повышенной готовности. Сформулировано его теоретическое определение. Доказана необходимость закрепления в законодательстве определения угрозы чрезвычайной ситуации как существующих в реальности неблагоприятных условий природного, техногенного или биологического характера, которые могут привести к ее возникновению.




В законодательстве отсутствует определение понятия административно-правового режима повышенной готовности. По мнению С.А. Старостина, он может рассматриваться как режим, не предполагающий применение государственными органами мер, которые находят выражение в условиях чрезвычайной ситуации. Сходной позиции придерживается В.Ю. Ухов, предлагая в качестве основных мер, применяемых в его рамках, рассматривать профилактические. Однако определение понятия «от обратного» не позволит в полной мере раскрыть его сущность, в связи с чем требуется более четкое толкование.

Наиболее близким к раскрытию сущности режима представляется мнение авторов, которые считают, что режим повышенной готовности следует понимать как один из режимов функционирования единой системы, подразумевая «степень готовности ее органов управления и сил для устранения угрозы чрезвычайной ситуации». С.Д. Хазанов, Д.М. Лифанов рассматривают его в качестве «переходного экстраординарного режима, обеспечивающего реализацию мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, быстрое доведение до исполнителей управленческих решений и получение необходимой информации для выполнения возложенных на них задач». Данное толкование связывает режим повышенной готовности с конкретной его целью. Рассматриваемый режим выступает способом реагирования на существующую угрозу чрезвычайной ситуации.

Административно-правовой режим повышенной готовности характеризуется специфическими основаниями для его введения

Правовым основанием прежде всего выступают конкретные нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), посвященные регламентации соответствующего режима. В нем закреплены полномочия органов власти и их должностных лиц по его введению и установлению правил поведения, направленных на его обеспечение. Также в качестве правового основания следует рассматривать нормы Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794; Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417.

Однако данные нормы вступают в силу лишь при наличии распорядительных актов уполномоченных субъектов. Например, Указом Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа и Южного федерального округа, введен режим повышенной готовности, в рамках которого высшие должностные лица и органы исполнительной власти указанных субъектов осуществляют полномочия по принятию решений о проведении отдельных мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.

Список литературы

1. Архипова Н.И. Управление в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / Н.И. Архипова, В.В. Кульба. Москва : РГГУ, 2008. 474 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т. 3. П — М / В.И. Даль. Москва : РИПОЛ классик, 2006. 547 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. Москва : Азбуковник, 2000. 940 с.
4. Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях (Проблемы предотвращения и сокращения масштабов последствий технологических и природных катастроф) : монография / Б.Н. Порфирьев. Москва : Знание, 1989. 72 с.
5. Старостин С.А. Угрозы и риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера: очередная подмена понятий / С.А. Старостин // Проблемы правоохранительной деятельности. 2023. № 3. С. 6–10.
6. Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты) : автореферат диссертации доктора юридических наук / С.А. Старостин. Москва, 2000. 32 с.
7. Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : автореферат диссертации доктора юридических наук / В.Ю. Ухов. Москва, 2007. 53 с.
8. Фахрутдинова Г.Р. Режим повышенной готовности: особенности функционирования органов управления / Г.Р. Фахрутдинова, А.Р. Хасанова, А.А. Кадикова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 1–3 (52). С. 164–167.
9. Хазанов С.Д. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам установления режима повышенной готовности: сравнительный анализ / С.Д. Хазанов, Д.М. Лифанов // Актуальные проблемы российского права. 2024. Т. 19. № 9 (166). С. 28–43.

Остальные статьи