Об общих и некоторых специфических признаках административно-процессуальной формы
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению общих и некоторых специфических признаков административно-процессуальной формы. Установлено, что названный вид процессуальный формы обладает всеми признаками, присущими последней, т.е. являет собой порядок деятельности, который устанавливается процессуальными нормами и фиксируется в соответствующих процессуальных документах в целях обеспечения законности. Кроме того, административно-процессуальной форме свойственны специфические признаки. Одним из них выступает деятельность, подлежащая упорядочиванию. На основе анализа научных подходов к пониманию административного процесса сделан вывод о том, что его содержанием является правоприменительная деятельность, причем в обеих формах своего осуществления: оперативно-исполнительной и правоохранительной. Обосновано, что упорядочивание названной деятельности характерно только для административно-процессуальной формы. Иные разновидности процессуальной формы (гражданско-процессуальная, уголовно-процессуальная) распространяются только на одну ее форму — правоохранительную.
Ключевые слова
| Тип | Статья | 
| Издание | Административное право и процесс № 11/2025 | 
| Страницы | 63-68 | 
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-11-63-68 | 
Административно-процессуальная форма является одним из видов процессуальной формы. Вследствие этого проблемы понимания сущности, структуры и предназначения последней в полной мере касаются названной ее разновидности, что подтверждается суждениями ученых-административистов.
Например, Н.Г. Салищева административно-процессуальную форму понимает как регламентированный законом порядок деятельности по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.
Понимание административно-процессуальной формы как порядка отмечается в работах других известных ученых. Так, по мнению А.Б. Зеленцова и О.А. Ястребова, административно-процессуальная форма создается и существует для упорядочивания позитивной административной деятельности и юрисдикционной деятельности. Аналогичная позиция представлена в работах О.В. Панковой.
С точки зрения В.Д. Сорокина, процессуальная форма представляет собой систему взаимодействующих между собой требований юридической процедуры, предъявляемых к действиям участников процесса. Говоря о процессуальной форме в целом, ученый сказанное относит также к административно-процессуальной форме, которая, по его мнению, «охватывает одновременно и правотворчество, и правоприменение в сфере государственного управления».
В понимании М.Ю. Старилова «административно-процессуальная форма — это специальная юридическая конструкция, включающая в свое содержание надлежащие принципы, порядки, правила, производства, целью которых является защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также решение задач административного судопроизводства. Это установленные административно-процессуальным законодательством правила рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции административных дел в порядке административного судопроизводства».
