Дата публикации: 06.11.2025

Меры административной ответственности в механизме административно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации

Аннотация

Появлением в последние годы новых вызовов и угроз обусловлена необходимость исследования доктринальных подходов и практики применения мер административной ответственности в рамках административно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации. Начиная с 2022 г. в КоАП РФ были внесены изменения, направленные не только на совершенствование института административной ответственности, но и на защиту суверенитета и сохранение территориальной целостности Российской Федерации. В статье анализируются составы новых административных правонарушений и меры административного наказания за их совершение, обращается внимание на ряд практических проблем. Проанализировав меры административной ответственности, установленные ст. 20.3.2, 20.3.3, 20.3.4 КоАП РФ, автор обосновывает вывод о необходимости установления альтернативного административного наказания за их совершение — обязательные работы.




Признаком любого государства является наличие суверенитета, определяющегося как состояние независимости во внутренних и внешних делах, находящееся под защитой государственной власти. В условиях проведения специальной военной операции и противодействия беспрецедентным политическим и экономическим санкциям Российская Федерация сталкивается с рядом новых вызовов и угроз, которые непосредственно влияют на государственный суверенитет. Кроме того, следует отметить повсеместное информационное и психологическое воздействие со стороны недружественных государств, их стремление к дестабилизации финансового рынка, а также иную деструктивную деятельность субъектов, направленную на подрыв стабильности и независимости страны. Данные неблагоприятные проявления явились катализатором для разработки эффективных методов, способов и средств публично-правового обеспечения государственного суверенитета, внутриполитической стабильности в России и их защиты от внешних и внутренних угроз. По нашему мнению, здесь большее место должна занять административно-правовая защита.

Особенности такой защиты отмечены Д.Б. Трошевым, который в ее содержании выделяет следующие меры: «…могут выражаться в форме запретов, ограничений и дополнительных мер поддержки, вводятся и реализуются в особом порядке, носят срочный характер, в случае неисполнения предусматривают привлечение к ответственности». В данной статье уделим внимание мерам административной ответственности, установленным за совершение правонарушений, объектом посягательств которых является государственный суверенитет. Подобный выбор обусловлен приоритетными задачами государства в контексте появления новых вызовов и угроз.

В ответ на проявления недружественных действий со стороны иностранных государств были введены контрсанкции, в том числе внесено большое количество поправок в административное законодательство. Поскольку одним из элементов административно-правовой защиты государственного суверенитета является ответственность, то изменения напрямую коснулись развития административной ответственности в области защиты суверенитета государства и установления наказаний за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.

Конституционной основой для перечисленных законодательных новаций стало введение в ст. 67 Конституции ч. 2.1, согласно которой Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. Эта норма получила дальнейшее развитие в административном законодательстве, когда в КоАП РФ были введены составы административных правонарушений и установлена ответственность за совершение публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности (ст. 20.3.2 КоАП РФ), публичных действий, направленных на дискриминацию Вооруженных Сил РФ (ст. 20.3.3 КоАП РФ) и призывы к ведению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц и других посягательств на государственный суверенитет (ст. 20.3.4 КоАП РФ).

Объективная сторона правонарушения выражается в публичном действии, призыве. Отметим, что в законодательстве Российской Федерации не закреплен термин публичности, что, в свою очередь, приводит «к возникновению сложности в правоприменительной практике». В научной литературе под публичностью действия понимается «обращение: 1) к двум и более лицам; 2) ко многим лицам, воспринимаемое в момент его высказывания не только теми, кому субъект его адресовал, но и другими лицами; 3) к широкому кругу лиц, под которым подразумевается большой, но поддающийся определению по численности круг лиц. При этом нижняя граница численности законодателем не указана; 4) к неопределенному кругу лиц». В связи с этим Гриценко В.В., например, предлагает дополнить ст. 20.3.2 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «…под публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, понимается выраженное в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть «Интернет») обращение к неопределенному кругу лиц с целью побудить их к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Список литературы

1. Молчанов П.В. Административная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения: направления и тенденции (по результатам социологических исследований) / П.В. Молчанов // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 15–21.
2. Якуба О.М. Административная ответственность по советскому праву в свете дальнейшего усиления охраны прав личности : диссертация доктора юридических наук / О.М. Якуба. Харьков, 1964. 461 с.
3. Шергин А.П. Понятие административного взыскания / А.П. Шергин // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 1968. № 6. С. 41.
4. Шеншин В.М. Правовое регулирование установления административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержани
5. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность / М.Д. Шаргородский. Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1973. 160 с.
6. Трошев Д.Б. Особенности мер административно-правовой защиты суверенитета Российской Федерации от недружественных действий иностранных государств / Д.Б. Трошев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2023. № 1
7. Тарибо Е.В. Конституционная проверка законодательства об административных правонарушениях: актуальные проблемы / Е.В. Тарибо // Журнал Конституционного правосудия. 2014. № 5. С. 32–38.
8. Студеникина М.С. Законодательство об административной ответственности и проблемы его кодификации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.С. Студеникина. Москва, 1968. 16 с.
9. Стандзонь Л.В. Административное наказание в структуре института административной ответственности / Л.В. Стандзонь, А.С. Антонян // Вестник ВИЭПП. 2020. № 2. С. 111–115.
10. Сокол А.М. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными орга
11. Россинский Б.В. Административные правонарушения как угроза национальной безопасности / Б.В. Россинский // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 11 (99). С. 30–40.
12. Панкова О.В. Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период / О.В. Панкова // Административное право и процесс. 2023. № 7. С. 60–65.
13. Бахрах Д.Н. Административная ответственность : учебное пособие / Д.Н. Бахрах. Москва : Юриспруденция, 1999. 110 с.
14. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения / А.Е. Лунев. Москва : Госюриздат, 1961. 187 с.
15. Лукьянов В. Угроза причинения вреда как последствие правонарушения / В. Лукьянов, Н. Борисова // Российская юстиция. 2002. № 8. С. 42–43.
16. Красинский В.В. Современные подходы к теоретическому обоснованию защиты государственного суверенитета / В.В. Красинский // Российский журнал правовых исследований. 2015. Т. 2. № 2 (3). С. 97–112.
17. Коренев А.П. Убеждение и принуждение в деятельности советской милиции / А.П. Коренев // Труды Высшей школы МООП РСФСР. Вып. 11 / Я.И. Давидович, В.К. Лохов, В.И. Пинчук, М.А. Сердюк ; главный редактор Л.С. Явич. Москва : НИиРИО МООП РСФСР, 1965. С. 1943.
18. Козлов Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М. Козлов. Москва : Юристъ, 2005. 554 с.
19. Карпова Е.С. Административная ответственность за земельные правонарушения : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.С. Карпова. Воронеж, 2017. 27 с.
20. Зорькин В.Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества российского законодательства / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 3 (45). С. 1–5.
21. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве : автореферат диссертации доктора юридических наук / А.С. Дугенец. Москва, 2005. 34 с.
22. Дугенец A.C. Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности : учебное пособие / A.C. Дугенец. Москва : ВНИИ МВД России, 2002. 116 с.
23. Гриценко В.В. Административная ответственность за нарушение территориальной целостности в Российской Федерации: проблемы применения / В.В. Гриценко // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 2. С. 215–218.
24. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности : учебное пособие / Д.Н. Бахрах. Пермь : [б. и.], 1969. 344 с.

Остальные статьи