Меры административной ответственности в механизме административно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации
Аннотация
Появлением в последние годы новых вызовов и угроз обусловлена необходимость исследования доктринальных подходов и практики применения мер административной ответственности в рамках административно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации. Начиная с 2022 г. в КоАП РФ были внесены изменения, направленные не только на совершенствование института административной ответственности, но и на защиту суверенитета и сохранение территориальной целостности Российской Федерации. В статье анализируются составы новых административных правонарушений и меры административного наказания за их совершение, обращается внимание на ряд практических проблем. Проанализировав меры административной ответственности, установленные ст. 20.3.2, 20.3.3, 20.3.4 КоАП РФ, автор обосновывает вывод о необходимости установления альтернативного административного наказания за их совершение — обязательные работы.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 11/2025 |
| Страницы | 52-57 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-11-52-57 |
Признаком любого государства является наличие суверенитета, определяющегося как состояние независимости во внутренних и внешних делах, находящееся под защитой государственной власти. В условиях проведения специальной военной операции и противодействия беспрецедентным политическим и экономическим санкциям Российская Федерация сталкивается с рядом новых вызовов и угроз, которые непосредственно влияют на государственный суверенитет. Кроме того, следует отметить повсеместное информационное и психологическое воздействие со стороны недружественных государств, их стремление к дестабилизации финансового рынка, а также иную деструктивную деятельность субъектов, направленную на подрыв стабильности и независимости страны. Данные неблагоприятные проявления явились катализатором для разработки эффективных методов, способов и средств публично-правового обеспечения государственного суверенитета, внутриполитической стабильности в России и их защиты от внешних и внутренних угроз. По нашему мнению, здесь большее место должна занять административно-правовая защита.
Особенности такой защиты отмечены Д.Б. Трошевым, который в ее содержании выделяет следующие меры: «…могут выражаться в форме запретов, ограничений и дополнительных мер поддержки, вводятся и реализуются в особом порядке, носят срочный характер, в случае неисполнения предусматривают привлечение к ответственности». В данной статье уделим внимание мерам административной ответственности, установленным за совершение правонарушений, объектом посягательств которых является государственный суверенитет. Подобный выбор обусловлен приоритетными задачами государства в контексте появления новых вызовов и угроз.
В ответ на проявления недружественных действий со стороны иностранных государств были введены контрсанкции, в том числе внесено большое количество поправок в административное законодательство. Поскольку одним из элементов административно-правовой защиты государственного суверенитета является ответственность, то изменения напрямую коснулись развития административной ответственности в области защиты суверенитета государства и установления наказаний за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Конституционной основой для перечисленных законодательных новаций стало введение в ст. 67 Конституции ч. 2.1, согласно которой Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. Эта норма получила дальнейшее развитие в административном законодательстве, когда в КоАП РФ были введены составы административных правонарушений и установлена ответственность за совершение публичных призывов к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности (ст. 20.3.2 КоАП РФ), публичных действий, направленных на дискриминацию Вооруженных Сил РФ (ст. 20.3.3 КоАП РФ) и призывы к ведению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц и других посягательств на государственный суверенитет (ст. 20.3.4 КоАП РФ).
Объективная сторона правонарушения выражается в публичном действии, призыве. Отметим, что в законодательстве Российской Федерации не закреплен термин публичности, что, в свою очередь, приводит «к возникновению сложности в правоприменительной практике». В научной литературе под публичностью действия понимается «обращение: 1) к двум и более лицам; 2) ко многим лицам, воспринимаемое в момент его высказывания не только теми, кому субъект его адресовал, но и другими лицами; 3) к широкому кругу лиц, под которым подразумевается большой, но поддающийся определению по численности круг лиц. При этом нижняя граница численности законодателем не указана; 4) к неопределенному кругу лиц». В связи с этим Гриценко В.В., например, предлагает дополнить ст. 20.3.2 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «…под публичными призывами к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, понимается выраженное в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть «Интернет») обращение к неопределенному кругу лиц с целью побудить их к осуществлению деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
