Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в административном процессе — возможно или нет?
Аннотация
В современном административном процессе используются различные способы доказывания и разные виды доказательств. Определенное значение для доказывания в рассматриваемом виде юридического процесса могут составлять результаты оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим сделана попытка проанализировать возможность использования таких результатов в административном деле. Автором констатируется, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы не только в качества поводов и оснований для возбуждения административного дела, в доказывании, но и в качестве доказательств в отдельных видах административных производств. При этом обращается внимание на то, что при представлении результатов оперативно-розыскной деятельности должностным лицам (в суд), уполномоченным на возбуждение, рассмотрение и разрешение административного дела, необходимо соблюсти требования, касающиеся их рассекречивания, для дальнейшего их использования в деле.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 11/2025 |
| Страницы | 36-40 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-11-36-40 |
В связи с развитием административно-правовых отношений развиваются и видоизменяются административно-процессуальные. Административно-процессуальная деятельность усложняется и становится достаточно весомым средством обеспечения законности и публичной дисциплины. По этой причине появляются взаимосвязи административно-процессуального и оперативно-розыскного видов деятельности. На международной научно-практической конференции «Сорокинские чтения», которая проходила 21 марта 2025 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России, в одном из выступлений были затронуты проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) в производстве по делам об административных правонарушениях, поэтому возникло желание расширить сферу обсуждаемой проблемы с производства по делам об административных правонарушений до административного процесса в целом. Следует отметить, что представители наук ОРД, административного права и процесса в своих работах время от времени уделяют внимание этой не простой и актуальной проблеме. Например, авторы учебника по ОРД отмечали, что результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления не только следственных, но и иных процессуальных действий, не отнесенных законодателем к числу следственных, но выделяют в качестве таковых наложение ареста на имущество, производство экспертизы. В то же время делался вывод о том, что решение такой задачи ОРД, как добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, предполагает прежде всего собирание первичной информации и дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий. С данным выводом можно согласиться только частично, так как деятельность в сфере обеспечения государственной, военной, экономической и иных видов безопасности осуществляется посредством разных видов публичной деятельности — производства по делам об административных правонарушениях, осуществления федерального государственного контроля, лицензирования и т.п., т.е. административно-процессуальная деятельность может осуществляться и в целях обеспечения этих видов безопасности. Так, в целях обеспечения защиты государственной тайны:
1) могут быть проведены мероприятия федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны (ст. 30.1 Закона РФ «О государственной тайне»);
2) в отношении организаций, допустивших соответствующие нарушения, может быть возбуждено дело об административном правонарушении (например, при выявлении фактов совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.12, 13.13 КоАП РФ) и вынесены решения о применении мер профилактики;
3) конечно, проведены контрразведывательные мероприятия (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»).
Таким образом, утверждение: «…собирание первичной информации и дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий» является излишне категоричным. Правда, в учебнике 2024 г. приведенные формулировки изменились, и говорится лишь об использовании результатов ОРД в уголовном судопроизводстве либо об информации, которая может быть «легализована в официальных следственных действиях», что вызвано соблюдением принципа конспирации. В итоге делается вывод на основе цитируемой не в полном объеме ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о возможности использования результатов ОРД только «для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений», что также вызывает определенные сомнения в обоснованности такого вывода.
