Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
Аннотация
В статье дается анализ оснований классификации правопросветительской деятельности, определяются наиболее и наименее удачные из них. Полученная информация экстраполируется на соответствующую деятельность органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований с целью определения применяемых ими оснований выделения видов правового просвещения, а соответственно, и выявления реализуемых ими видов правового просвещения. Это позволило, в частности, определить, что на различных уровнях власти рассматриваемыми субъектами дублируется осуществление одних и тех же видов правового просвещения, с другой стороны, в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях реализуются зачастую совершенно разные виды правового просвещения. Были выявлены и другие проблемы реализации правопросветительской деятельности применительно к ее видам и предложены пути их решения.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 11/2025 |
| Страницы | 19-25 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-11-19-25 |
Правовое просвещение представляет собой достаточно разнообразную деятельность, которая имеет различные направления. Данный факт обусловлен наличием как достаточно разветвленного, с каждым годом «прибавляющего в объемах» отечественного законодательства, так и обширным количеством субъектов и объектов, которыми и в отношении которых осуществляется данный вид деятельности.
В теории права выработано немало оснований для классификации различных видов правового просвещения, направлений данной деятельности. Так, предлагается классификация правового просвещения на основании круга лиц, в отношении которого оно осуществляется (объектов). В связи с этим выделяется общее правовое просвещение — обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом и специальное — выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.
Но вот возможно ли говорить об общем правовом просвещении, осуществляемом в отношении неопределенного круга лиц? Считаем, что зачастую нет, так как распространяемая правовая информация в любом случае будет иметь свою специфику и адресоваться определенному (ограниченному) кругу лиц. Об «обезличенном» правовом просвещении мы можем говорить лишь при установлении правил его осуществления, которые обычно применяются едино для всех видов правопросветительской деятельности.
Другие авторы предлагают схожий критерий и выделяют правовое просвещение на основании конкретного объекта, в отношении которого оно осуществляется, указывая на правовое просвещение военнослужащих, граждан пожилого возраста, иностранных граждан, молодежи, осужденных к лишению свободы, родителей, участников уголовного судопроизводства (подозреваемый, потерпевший, свидетели).
