Правовое регулирование общественных отношений в сфере управления и распоряжения публичным имуществом: текущее состояние и перспективы
Аннотация
Статья посвящена отдельным проблемам правового регулирования общественных отношений, связанных с публичной собственностью. Рассматриваются примеры разрозненности, фрагментарности и противоречивости правовых норм в этой сфере, в том числе о приватизации жилых помещений, изъятых в связи с совершением коррупционных правонарушений, а также объектов культурного наследия. Проводится анализ ряда несовершенств законодательства, связанных с распоряжением федеральными земельными участками. Сделаны предложения о разработке специального федерального закона об основах правового регулирования общественных отношений в сфере управления и распоряжения публичным имуществом.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Предпринимательское право № 04/2025 |
| Страницы | 35-40 |
| DOI | 10.18572/1999-4788-2025-4-35-40 |
Общественные отношения в сфере управления и распоряжения публичным имуществом на территории современной России претерпели много трансформаций в связи с неоднократным изменением политического и экономического государственного курса. В связи с большой важностью этих отношений они продолжают находиться в фокусе внимания исследователей. В настоящей статье предлагаем рассмотреть ключевые правовые проблемы в обозначенной сфере, которые требуют качественных решений.
Нормативные правовые акты по вопросам управления и распоряжения публичным имуществом строятся, как правило, по принципу отраслевой принадлежности объектов или в зависимости от их целевого назначения. Такой подход обусловлен, в частности, строгим разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, которые разрабатывают инициативы в рамках своей компетенции и предлагают их вносить в отраслевое законодательство.
Так, профессор В.К. Андреев отмечает, что во исполнение п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) до сих пор не принят закон, устанавливающий виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Дело в том, что юридическая техника этой нормы не предполагает единого закона по данному вопросу, а лишь определяет юридическую силу акта, которым это может быть установлено. Данное обстоятельство приводит к тому, что во исполнение указанной нормы ГК РФ соответствующие виды имущества перечислены более чем в 20 различных актах.
Этот пример является лишь единичной иллюстрацией того, что одна из основных проблем регулирования общественных отношений, связанных с публичной собственностью, — разрозненность и фрагментарность нормативных правовых актов, что также нередко сопровождается их внутренней противоречивостью.
Наиболее полно урегулированы вопросы отчуждения публичной собственности, иначе «приватизации».
