Дата публикации: 06.11.2025

Перспективы развития института административной ответственности: реальность и иллюзии

Аннотация

В статье исследуются современные тенденции эволюции института административной ответственности в Российской Федерации сквозь призму готовящейся комплексной реформы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Осуществлен критический анализ действующих нормативных изменений 2001–2025 гг., а также концептуальных положений проекта новой редакции КоАП РФ, выделены пять устойчивых трендов (цифровизация, дифференциация санкций, процессуализация, субсидиарность, укрупнение составов), которые сопоставлены с наиболее распространенными «мифами» правоприменительной практики. На основе методологии правового сравнительного анализа, результатов экспертных интервью сформулированы предложения по совершенствованию института, предполагающие внедрение day-fine-модели, реститутивных механизмов и полноценной процессуальной реформы.




Введение

Институт административной ответственности в современной России переживает редкий по интенсивности и широте охвата процессов период трансформации. Более трехсот сорока федеральных законов, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) с момента его принятия 30 декабря 2001 г., — количественный индикатор, который отражает не просто динамику правотворчества, но и фундаментальное изменение характера взаимодействия государства и индивида в публично-правовой сфере. Спектакль непрерывной «модернизации», в котором один нормативный акт сменяется другим, давно перестал быть гарантией системного прогресса. Напротив, он стал поводом обратиться к глубинным основаниям самого института: к связи между правом и технологиями, к философии санкций, к пределам допустимой автоматизации и к тем ограничениям, которые накладывает человеческая природа на любые схемы регулятивного принуждения.

Актуальность предлагаемого анализа определяется двойственным характером текущих реформ. С одной стороны, доработанный проект новой редакции КоАП РФ, представленный на общественное обсуждение и проходящий процедуру межведомственного согласования, обещает «перезапуск» кодекса: укрупнение состава правонарушений, цифровую фиксацию каждого процессуального шага, появление категории «административного проступка» и даже — в перспективе — «электронного судьи» для наиболее массовых дел. С другой стороны, историческая практика свидетельствует, что масштабные ожидания зачастую оборачиваются иллюзиями: нагрузка на судебную систему перераспределяется, но не исчезает; рост штрафов дает краткосрочный «эффект шока», но не формирует долговременного правопослушного поведения; а региональная «свобода нормотворчества» нередко попирает принцип non bis in idem (с лат. — «не дважды за одно и то же»).

Статья подготовлена с целью критического осмысления реальности и иллюзорности заявленных перспектив, локализации точек, где количественный рост нормативной ткани превращается в качественные изменения правовой системы, и наоборот, где номинальные реформы заводят институт в порочный круг повторяющихся проблем. Проведенное исследование заключается не столько в описании отдельных поправок — этим уже изобилует доктрина, — сколько в философском синтезе эмпирических данных, сравнительно-правового опыта и метатеоретических взглядов на соотношение права, технологий и социального порядка.

Основная часть

Список литературы

1. Калмыков Г.И. Особенности применения цифровых средств в производстве по делам об административных правонарушениях / Г.И. Калмыков, М.В. Анисифорова // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 25–30.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; перевод с английского О.И. Шкаратана. Москва : ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
3. Киричек А.В. Уроки Фейерабенда: ограниченность науки, значение ценностей и разнообразия / А.В. Киричек, Н.А. Ходикова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2024. № 2 (222). С. 4–12.
4. Корсаков К.В. Восстановительная юстиция как альтернатива традиционному уголовному правосудию / К.В. Корсаков // Виктимология. 2018. № 3 (17). С. 29–35.
5. Размахнин А. Названы причины ошибочных штрафов с камер «за ремень и телефон». Искусственный интеллект может сбоить при видеофиксации / А. Размахнин // Московский комсомолец. 2023. 3 апреля.
6. Сафоненков П.Н. Цифровизация производства по делам об административных правонарушениях / П.Н. Сафоненков // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4 (65). С. 168–180.
7. Серкина Н.Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса / Н.Е. Серкина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2 (41). С. 161–169.
8. Соколов А.Ю. Правовая политика в области использования цифровых технологий в производстве по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Соколов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 1 (150). С. 118–124.
9. Шурухнова Д.Н. Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации / Д.Н. Шурухнова // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 310–313.
10. Albrecht H.-J. Day Fines in Germany / H.-J. Albrecht // Day Fines in Europe / J. Öberg ; eds. By E. Kantorowicz-Reznichenko, M. Faure. Cambridge University Press, 2021. P. 85–121.
11. Castells M. Materials for an Exploratory Theory of the Network Society / M. Castells // British Journal of Sociology. 2000. Vol. 51. Iss. 1. P. 5–24. DOI: 10.1111/j.1468-4446.2000.00005.x
12. Öberg, J. Day Fines in Sweden // Öberg J. Day Fines in Europe / J. Öberg ; eds. By E. Kantorowicz-Reznichenko, M. Faure. Cambridge University Press, 2021. P. 44–69.

Остальные статьи