Государственный контроль и надзор: подходы на основе теории административно-правовых режимов
Аннотация
В статье предпринята попытка определить научные подходы к государственному контролю и надзору с точки зрения административно-правовых режимов. Предложено несколько аспектов позиционирования контрольно-надзорных правоотношений в соотношении с режимным управлением. Сделаны выводы о возможности использования теории административно-правового режима для правового обоснования государственного контроля и надзора, развития его систематизации и дифференциации, определения отраслевой и иной специфики контрольно-надзорной деятельности, ее соотношения с разрешительными механизмами, обозначения общих контуров контрольно-надзорного воздействия на определенную сферу общественных отношений. Использование законодателем и доктриной теории административно-правового режима в регулировании и обосновании государственного контроля и надзора свидетельствует о гибкости и оперативности подобного регулирования, о взаимном влиянии концепции режимного управления на теорию государственного контроля и надзора.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 11/2025 |
| Страницы | 3-6 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-11-3-6 |
И традиционные, и новые подходы к научному пониманию контрольно-надзорного правоотношения включают в себя подходы, основанные на позиционировании государственного контроля и надзора, их видов в качестве разновидности административно-правовых режимов. Причем рассмотрение контрольно-надзорной деятельности государства в условиях ее реформирования делает вопросы исследования ее с точки зрения режима, правового режима, административно-правового режима крайне востребованными как с точки зрения развития нормативно-правовой регламентации государственного контроля (надзора), так и с точки зрения дополнения концепции режимного управления как одной из традиционных и наиболее разработанных в отечественной административно-правовой науке.
Несмотря на активное использование законодателем категории режима применительно к государственному контролю (надзору), их разновидностям, в науке административного права эти вопросы несколько обделены вниманием ученых. Между тем в условиях перманентного совершенствования публично-правового регулирования государственного контроля и надзора, его усложнения, более глубокой дифференциации, постоянного поиска качественно новых инструментов контрольно-надзорного воздействия на различные сферы общественных отношений вопросы теоретико-правового обоснования контрольно-надзорной деятельности государства с точки зрения теории административно-правовых режимов приобретают особое значение, становятся весьма актуальными и злободневными.
В науке административного права правовые режимы рассматриваются достаточно неоднозначно: как элемент юридического инструментария, как составная часть системы права в целом, как совокупность правовых и организационно-технических мер, используемых в сфере безопасности, как юридико-организационный институт, как результат регулятивного воздействия, как форма социального режима, как распорядок действия права, создающий конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права, и др.
Пожалуй, наиболее широкое понимание режима, а конкретно — юридического режима заключается в его отождествлении с методом и (или) средствами правового регулирования как такового. Так, С.С. Алексеев при характеристике системы права и ее внутреннего строения называет главной особенностью каждой отрасли права наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который во многом ориентирован на способы правового регулирования — дозволения, запрещения, обязывания.
Под правовым режимом ведущие ученые понимают официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования. Близкое по смыслу определение дается административно-правовому режиму, под которым понимается определенный нормами административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на упорядочение общественных отношений в соответствующей сфере государственного управления.
