Дата публикации: 04.12.2025

Доминирующее положение цифровых платформ: понятие и правовые аспекты антимонопольного регулирования

Аннотация

В настоящей статье рассмотрены особенности установления доминирующего положения цифровых платформ. Сопоставлены подходы зарубежного и российского законодательства к установлению доминирующего положения в сфере использования цифровых платформ. Также раскрывается сущность сетевого эффекта, как именно могут цифровые платформы ограничивать конкуренцию, используя сетевые эффекты в своей деятельности. Отмечаются правовые пробелы регулирования доминирующего положения в сфере использования цифровых платформ. В данной работе проводится анализ научных и юридических источников по вопросам, связанным с доминирующим положением в сфере использования цифровых платформ. Кроме того, подчеркивается необходимость осуществления осторожного подхода к решению проблем в этой сфере, чтобы не препятствовать развитию цифровой экономики. Важно оценивать негативные последствия не только для конкуренции в целом, но и для предпринимателей и потребителей, в частности. Деятельность цифровых платформ имеет свою специфику, это положение отмечено в настоящей статье, автором она учтена при написании настоящей работы.




Введение

Актуальность темы обусловливается тем, что цифровые платформы становятся одним из основных двигателей экономического роста. Более того, если обратить внимание на крупнейшие компании мира, то можно заметить, что многие из них осуществляют свою деятельность в сфере использования цифровых платформ. Например, в списке Forbs «The Global 2000» за 2023 г. на 36 месте находится компания Amazon, которая не просто использует цифровую платформу, а основывает на ней свою деятельность полностью. Также в этом рейтинге упоминаются компании Alphabet и Apple, являющиеся владельцами различных технологических платформ. 

Упомянув о важности цифровых платформ для мировой экономики и Российской Федерации в нынешних реалиях, стоит рассказать о необходимости их антимонопольного регулирования. Стали все более отчетливо проявляться, возможно, одни из самых явных минусов цифровой экономики: очень высокая степень концентрации капитала, большой риск монополизации этой сферы. Небольшим компаниям сложно развиваться, нет возможностей конкурировать с гигантами рынка.

Компании, использующие цифровые платформы в своей деятельности, получают значительные конкурентные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

1. Цифровая платформа в антимонопольном законодательстве

Список литературы

1. Арутюнян А.А. Европейский Акт о цифровых рынках: обзор / А.А. Арутюнян // Zakon.ru. 2021. 25 октября.
2. Головина Т.А. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем / Т.А. Головина, А.В. Полянин, И.Л. Авдеева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 551–564.
3. Егорова М.А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как правовой аналог его рыночной власти / М.А. Егорова // Юрист. 2016. № 1. С. 5–13.
4. Петров А.В. Сетевые эффекты и недобросовестная конкуренция на рынках цифровых платформ: дело Avito против Auto.ru / А.В. Петров // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 43–50.
5. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. В 2 томах / ответственные редакторы: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. Т. 1 / Е.П. Губин, П.Г. Лахно, В.А. Вайпан [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. 806 с.
6. Рубцова Н.В. Антимонопольное регулирование как основное направление нормативного регулирования предпринимательской деятельности / Н.В. Рубцова // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 126–135.
7. Юсупова Г.Ф. Границы рынка и особенности конкуренции на рынках услуг Visa и MasterCard: уроки применения антимонопольного законодательства / Г.Ф. Юсупова, К.А. Сухорукова // Современная конкуренция. 2014. № 6. С. 31–49.
8. Юсупова Г.Ф. ФАС против Google: экономический анализ для особых рынков / Г.Ф. Юсупова // Экономическая политика. 2016. № 6. С. 82–99.
9. Kanter J. European Regulators Fine Microsoft, Then Promise to Do Better / J. Kanter // The New York Times. 2013. 06 Marth.
10. The Global 2000. 2023 / A. Murphy, H. Tucker // Forbes. URL: <a href="https://www.forbes." target="_blank">https://www.forbes.</a> com/lists/global2000/?sh=3f630d365ac0 (date of access: 30.05.2025).
11. Tucker C. Network Effects and Market Power: What Have We Learned in the Last Decade? / C. Tucker // Antitrust. 2018. Vol. 32. Iss. 2. P. 72–79.

Остальные статьи