Цифровая экономика: экономический и правовой аспекты
Аннотация
В статье рассматривается понятие цифровой экономики как экономической категории, которая активно используется в законодательстве и при этом не получила должного научного осмысления с правовой точки зрения. Анализируются различные подходы к определению понятия цифровой экономики, сделан вывод о том, что имеющиеся определения отражают информационную природу формирующихся новых отношений, но не дают представления о том, как меняются экономические отношения, в том числе отношения собственности в условиях цифровизации, что негативно сказывается на эффективности государственного и правового регулирования цифровой экономики. Предложено использовать результаты научных трудов выдающихся советских ученых-правоведов для решения сложных вопросов при определении ключевых экономико-правовых категорий.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Право и бизнес № 04/2025 |
| Страницы | 6-12 |
| DOI | 10.18572/2712-8865-2025-4-6-12 |
Связанные с цифровизацией изменения экономических отношений требуют новых подходов в государственном регулировании цифровой экономики и его правового обеспечения. Поскольку экономические отношения традиционно определялись как имущественные, а имущественные, в свою очередь, как отношения собственности, представляется необходимым исследовать их для понимания происходящих в экономике изменений в целях эффективного государственного и правового регулирования. Данному аспекту цифровой экономики почти не уделяется внимания в юридической литературе, где акцент в большей степени сделан на информационную природу возникающих в ходе цифровизации отношений. Между тем, как отмечал В.П. Грибанов, нормы права собственности закрепляют экономическую основу государства, важнейшей функцией права собственности является закрепление принадлежности имущества за определенными лицами, группами лиц, классами или за всем обществом. Отношения собственности служат главным содержанием экономической жизни. По мнению ученых-экономистов, основополагающим моментом исследования конкретной экономической системы должно быть установление социально-политически определенного субъекта, присваивающего и использующего результаты функционирования объектов собственности.
Известно, что согласованного подхода к определению понятия «цифровая экономика» не выработано6, в литературе отмечается недостаточность средств, позволяющих четко идентифицировать «цифровую экономику» как объект правового регулирования. П.Э. Прохоров в своем диссертационном исследовании приводит многочисленные определения указанного понятия, отмечает отсутствие общих взглядов на его генезис, указывает на существование схожих или близких по смыслу категорий. Между тем Т.Я. Хабриева справедливо отмечает, что оперирование понятиями в целях правового оформления экономических явлений должно быть допустимо только при выработке их единого смыслового значения. В настоящее время сам термин «экономика», к определению которого имеется множество подходов, рассматривается как особый вид человеческой хозяйственной деятельности, связанный с ведением хозяйства семьи, города, страны (домашнее хозяйство или народное хозяйство), как исторически сложившаяся система экономических отношений (рыночная экономика, плановая экономика), как особая наука, раскрывающая и изучающая законы или правила осуществления хозяйственной деятельности. Цифровая экономика рассматривается в большинстве научных исследований как система экономических отношений, характеризующаяся тремя ключевыми признаками, первый из которых связан с появлением данных в цифровой форме как основного фактора производства, второй с использованием при осуществлении хозяйственной деятельности и обработке данных цифровых технологий, что дает преимущества на рынке, стимулирует деловую активность, позволяет увеличивать прибыль. Третий признак цифровой экономики характеризуется появлением цифровых платформ, которые заменяют личное взаимодействие участников отношений на «дистанционное» или «удаленное» в электронном виде, повышают прозрачность взаимодействия, оптимизируют бизнес-процессы, повышают производительность труда. Неслучайно указанные признаки нашли отражение в названиях национальных проектов «Цифровая экономика», «Экономика данных», в проекте Федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации».
