Интеграционное взаимодействие в ШОС: перспективы правовой консолидации
Аннотация
В настоящей статье автор обосновывает, что при отсутствии органов, которые могут создавать и реализовывать право, о правовой интеграции в рамках ШОС вряд ли может идти речь, однако активный обмен между странами, входящими в интеграционное объединение, положительным опытом правового регулирования тех или иных институтов может постепенно привести к естественной гармонизации правовых норм, особенно в отношении новых правовых явлений, таких как искусственный интеллект, цифровые валюты, финансовые инструменты.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Право и бизнес № 04/2025 |
| Страницы | 2-5 |
| DOI | 10.18572/2712-8865-2025-4-2-5 |
Последние тенденции в геополитическом пространстве демонстрируют повышенное внимание государств к интеграционным процессам, которые из чисто экономического или чисто политического взаимодействия постепенно перерастают в комплексный инструмент формирования коалиций. В режиме реального времени мы наблюдаем, как Европейский союз выходит за пределы своих целей создания в попытке диктовать государствам, как себя вести на международной арене, фактически вмешиваясь в их суверенитет, как заключение USMCA взамен НАФТА меняет правила игры на североамериканском континенте и как разрастается БРИКС, давно не умещаясь в пять букв своего названия, обозначающие первоначальных членов объединения. В рамках данной статьи рассмотрим правовую природу ШОС как нетипичного интеграционного объединения, у которого, однако, появляется шанс сыграть важную роль на глобальной шахматной доске.
В научной литературе интеграционные процессы привлекают внимание не только ученых-международников, но и специалистов по предпринимательскому праву, которое в настоящее время постепенно трансформируется в право экономическое. С точки зрения международного права интеграционное объединение представляет собой группу государств, объединенных на основе международного договора для достижения целей интеграции, которая по своей форме представляет собой международную организацию как субъект международного прав1. В международном экономическом праве интеграция понимается как процесс, обеспечиваемый международно-правовыми средствами и направленный на постепенное образование межгосударственного, экономически, а возможно, и политически единого, целостного (integro) пространства, зиждущегося на общем рынке обращения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
То есть фактически в правовой науке складывается два подхода к рассмотрению интеграционных объединений, один из которых связывает данный феномен с заключением международного договора, а второй с образованием надгосударственных органов. Компромиссом между двумя этими подходами является понимание интеграционного процесса как совокупности этапов, на первом из которых государства заключают между собой соглашение, а на последующих формируют (если интеграционный процесс дошел до такого этапа) наднацоинальные органы управления.
Последним этапом интеграции выступает правовая интеграция. Как отмечает И.Д. Доценко, в правовой сфере важнейший эффект приобретает принцип прямого действия права интеграционного объединения, способного в ряде случаев заменять собой национальное регулирование3, в связи с чем появляется феномен коммунитарного права как права интеграционного объединения, которое нельзя отнести ни к международному, ни к национальному (по сути, оно представляет собой наднациональное право).
