Дата публикации: 16.10.2025

Роль публичных органов в управлении миграционными процессами: правовые аспекты

Аннотация

На сегодняшний день Россия является одной из наиболее миграционно привлекательных современных стран, что влечет за собой не только позитивные процессы, но и негативные последствия. В последнее время на государственном уровне предпринимаются соответствующие шаги по упорядочиванию миграционных потоков и усилению административного контроля за развитием миграционных отношений. Соответствующим образом меняется структура органов государственной власти в сфере миграции, вносятся изменения в действующее миграционное законодательство, ужесточаются контрольно-надзорные мероприятия в отношении иностранных граждан и т.д. В данной связи актуализируется необходимость определения перспективных направлений работы органов публичной власти РФ в области управления миграционными процессами в направлении повышения эффективности и содействия стабилизации реализуемой государственной миграционной политики РФ с учетом требований национальной безопасности.




В современных условиях динамизации и диверсификации миграционных потоков на глобальном и национальном уровнях к государственным системам миграционного регулирования и контроля предъявляются ряд требований. Применительно к российской проблематике управления миграционными процессами можно отметить пересмотр и при необходимости обновление российской государственной политики в сфере миграции. 

Главное управление по вопросам миграции МВД России осуществляет управление миграционными процессами в РФ, к его компетенции относятся, в частности, обеспечение контроля за соблюдением требований действующего миграционного законодательства РФ, осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции и т.д.

В данной связи в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Главного управления по вопросам миграции МВД России является, в частности, контроль за предоставлением государственных услуг в сфере миграции по оформлению всей необходимой разрешительной документации иностранным гражданам и лицам без гражданства, обеспечению государственного контроля в сфере осуществления трудовой деятельности мигрантами, предоставлению адресно-справочной информации и др.

Вместе с тем в последнее время в контексте осложнения внутренней миграционной обстановки в РФ (в особенности в отдельных российских субъектах) актуализируется целесообразность осуществления качественного государственного управления миграционными процессами с позиции, прежде всего, ужесточения требований действующего российского миграционного законодательства и усиления необходимых контрольных мероприятий. Это продиктовано, прежде всего, интенсификацией неконтролируемых миграционных потоков, распространением случаев незаконной миграции, осложнением отношений между иностранными гражданами и членами российского общества, а также проявлением различных прецедентов этнонациональной и этнокультурной агрессии со стороны мигрантов — граждан среднеазиатских республик.

С февраля 2025 г. инициировано создание и ведение Главным управлением по вопросам миграции МВД России реестра контролируемых лиц, что предусматривает введение соответствующих ограничений в отношении отдельных категорий иностранных граждан, находящихся и/или осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ нелегально. В качестве условий для внесения в данный реестр предусмотрены такие как истечение срока действия разрешительной документации, незаконное пересечение границы РФ, аннулирование ранее выданных разрешительных документов и др.

Список литературы

1. Донская М.В. Актуальные вопросы противодействия незаконной миграции на территории РФ сотрудниками подразделений по вопросам миграции МВД России / М.В. Донская, Д.А. Анучин // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 78–82.
2. Жеребцов А.Н. О сущности и системе видов миграционных потоков в рамках Концепции государственной миграционной политики РФ / А.Н. Жеребцов // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2021. № 3. С. 51–56.
3. Попов Д. Володин отчитался о борьбе с нелегальной миграцией: 15 законов против симптомов болезни / Д. Попов // Московский Комсомолец. 2025. 17 апреля.
4. Сергеев Н. Чемодан, вокзал, надзор. Замгенпрокурора возглавил миграционную службу МВД / Н. Сергеев, Э. Габдулина // КоммерсантЪ. 2025. 2 апреля.
5. Таева Н.Е. Реализация направлений миграционной политики в законодательстве о гражданстве РФ / Н.Е. Таева // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 6 (94). С. 57–69.

Остальные статьи