Дата публикации: 16.10.2025

О роли специальных юрисдикционных органов в структуре спортивных федераций

Аннотация

Статья посвящена значению специальных юрисдикционных органов в структуре спортивных федераций. На сегодняшний день существуют потребность в достаточной компетенции для разрешения специфических разногласий в спорте и стремление обеспечить самостоятельное решение проблем самими спортивными федерациями. Проведя анализ цели создания специальных юрисдикционных органов, а также их функций, отмечается, что практически во всех федерациях имеются подобные органы, но их полномочия не совпадают. Обращается внимание на то, что стоит с осторожностью относиться к предложению к необходимости как единой классификации спортивных споров, так и закрепления общих правил разрешения спортивных споров в едином нормативном документе. Отсутствует определенность в том, относительно каких именно отношений должен действовать вероятный единый механизм разрешения споров в спорте, должен ли он касаться только правильности поведения на поле или и других споров (например, при трансферах), в какой степени обоснованно приравнивать наложение дисциплинарных санкций к спору и т.п. Предлагается выделить еще один аспект создания таких органов, а именно естественное желание всякой спортивной федерации как корпорации создать устойчивый внутренний механизм нейтрализации отклонений и устранить их.




В различных видах спорта наименования специальных юрисдикционных органов, а также их полномочия и функции не совпадают. Кроме того, имеются отличия, связанные с национальными традициями. На наш взгляд, здесь можно встретить и дефекты юридического материала, включая антиномии и логические неувязки, что отчасти объясняется, видимо, спецификой практики и лексикой конкретного вида спорта и тем, что регуляторные акты (правовой материал) отечественных федераций обычно есть следствие имплементации положений международных спортивных организаций или прямой рецепции из актов международных спортивных федераций.

В результате практически во всех федерациях есть такие органы. Так, в футболе предусмотрено создание дисциплинарных органов для межрегиональных объединений и конкретных соревнований (ст. 38 Дисциплинарного регламента Российского футбольного союза (РФС)), есть также общий для национального футбола контрольно-дисциплинарный комитет, обычно рассматривающий дела в качестве первой инстанции, и Апелляционный комитет союза («юрисдикционные органы», см. ст. 41 Дисциплинарного регламента РФС), решения которых могут быть обжалованы в Спортивном арбитражном суде (далее по тексту — КАС).

В хоккее, согласно ст. 36 Дисциплинарного регламента Континентальной хоккейной лиги, создается Дисциплинарный комитет КХЛ для всего чемпионата с распространением его юрисдикции и на мужской, и женский хоккей. Его компетенция довольно обширна, это практически все вопросы дисциплинарных санкций за исключением споров, связанных с судейством и трактовкой правил игры в хоккей (п. 4 ст. 36 Дисциплинарного регламента КХЛ).

В волейболе, где правила вполне соответствуют положениям Международной федерации волейбола, общий регламент предусматривает несколько разделов с изложением положений об урегулировании разногласий и споров в разных ситуациях (это разнообразие не всегда мотивировано и заслуживает самостоятельного анализа). Так, формально ст. 44 «Порядок урегулирования споров» Официальных правил волейбола, утвержденных (FIVB) на 39-м Всемирном конгрессе Международной федерацией волейбола на период 2025–2028 годов (далее по тексту — правила о волейболе), должна была бы иметь универсальное значение, но она лишь указывает, что споры между субъектами волейбола подлежат разрешению в Арбитраже федерации (включая споры по применению Устава, Регламента, с переходами спортсменов, а также индивидуальные трудовые, игроков и тренеров с клубами и т.д.). В спортивном разделе общих правил о волейболе приведен порядок опротестования результатов матчей (ст. 55–58 правил о волейболе), здесь дело рассматривается Директоратом с учетом мнения инспектора матча. Аннулирование матчей производится лишь при существенных нарушениях, что вполне объяснимо значительной величиной дополнительных расходов. Дисциплинарные и финансовые санкции, т.е. споры о том, какая именная мера воздействия и с какими последствиями может быть применена, устанавливает дисциплинарная комиссия или по ее представлению исполком либо директорат (ст. 90.1–90.2 правил о волейболе), антидопинговые — соответствующая комиссия федерация и т.д. 

Список литературы

1. Алланина Л.М. Проблемы права и спорта / Л.М. Алланина // Российская юстиция. 2019. № 1. С. 56–58.
2. Асадуллин М.Р. Особенности регулирующего воздействия спортивных федераций / М.Р. Асадуллин // Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 2. С. 76–80.
3. Асадуллин М.Р. Профессиональная спортивная лига как специальный субъект спортивных правоотношений / М.Р. Асадуллин // Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 2. С. 74–78.
4. Буянова М.О. Особенности порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров / М.О. Буянова // Российский юридический журнал. 2022. № 6. С. 93–101.
5. Юрлов С.А. Спортивные споры, вытекающие из проведения соревнований / С.А. Юрлов // Адвокат. 2014. № 10. С. 45–50.
6. Якимова К.С. К вопросу о разрешении органами спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг индивидуальных трудовых споров со спортсменами / К.С. Якимова // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 3. С. 53–55.
7. Blackshaw, I. Mediating Sports Disputes. National and International perspectives / I. Blackshaw. The Hague : T.M.C. Asser Press, 2002. 327 p.

Остальные статьи