О роли специальных юрисдикционных органов в структуре спортивных федераций
Аннотация
Статья посвящена значению специальных юрисдикционных органов в структуре спортивных федераций. На сегодняшний день существуют потребность в достаточной компетенции для разрешения специфических разногласий в спорте и стремление обеспечить самостоятельное решение проблем самими спортивными федерациями. Проведя анализ цели создания специальных юрисдикционных органов, а также их функций, отмечается, что практически во всех федерациях имеются подобные органы, но их полномочия не совпадают. Обращается внимание на то, что стоит с осторожностью относиться к предложению к необходимости как единой классификации спортивных споров, так и закрепления общих правил разрешения спортивных споров в едином нормативном документе. Отсутствует определенность в том, относительно каких именно отношений должен действовать вероятный единый механизм разрешения споров в спорте, должен ли он касаться только правильности поведения на поле или и других споров (например, при трансферах), в какой степени обоснованно приравнивать наложение дисциплинарных санкций к спору и т.п. Предлагается выделить еще один аспект создания таких органов, а именно естественное желание всякой спортивной федерации как корпорации создать устойчивый внутренний механизм нейтрализации отклонений и устранить их.
Ключевые слова
| Тип | Статья | 
| Издание | Юридический мир № 10/2025 | 
| Страницы | 26-29 | 
| DOI | 10.18572/1811-1475-2025-10-26-29 | 
В различных видах спорта наименования специальных юрисдикционных органов, а также их полномочия и функции не совпадают. Кроме того, имеются отличия, связанные с национальными традициями. На наш взгляд, здесь можно встретить и дефекты юридического материала, включая антиномии и логические неувязки, что отчасти объясняется, видимо, спецификой практики и лексикой конкретного вида спорта и тем, что регуляторные акты (правовой материал) отечественных федераций обычно есть следствие имплементации положений международных спортивных организаций или прямой рецепции из актов международных спортивных федераций.
В результате практически во всех федерациях есть такие органы. Так, в футболе предусмотрено создание дисциплинарных органов для межрегиональных объединений и конкретных соревнований (ст. 38 Дисциплинарного регламента Российского футбольного союза (РФС)), есть также общий для национального футбола контрольно-дисциплинарный комитет, обычно рассматривающий дела в качестве первой инстанции, и Апелляционный комитет союза («юрисдикционные органы», см. ст. 41 Дисциплинарного регламента РФС), решения которых могут быть обжалованы в Спортивном арбитражном суде (далее по тексту — КАС).
В хоккее, согласно ст. 36 Дисциплинарного регламента Континентальной хоккейной лиги, создается Дисциплинарный комитет КХЛ для всего чемпионата с распространением его юрисдикции и на мужской, и женский хоккей. Его компетенция довольно обширна, это практически все вопросы дисциплинарных санкций за исключением споров, связанных с судейством и трактовкой правил игры в хоккей (п. 4 ст. 36 Дисциплинарного регламента КХЛ).
В волейболе, где правила вполне соответствуют положениям Международной федерации волейбола, общий регламент предусматривает несколько разделов с изложением положений об урегулировании разногласий и споров в разных ситуациях (это разнообразие не всегда мотивировано и заслуживает самостоятельного анализа). Так, формально ст. 44 «Порядок урегулирования споров» Официальных правил волейбола, утвержденных (FIVB) на 39-м Всемирном конгрессе Международной федерацией волейбола на период 2025–2028 годов (далее по тексту — правила о волейболе), должна была бы иметь универсальное значение, но она лишь указывает, что споры между субъектами волейбола подлежат разрешению в Арбитраже федерации (включая споры по применению Устава, Регламента, с переходами спортсменов, а также индивидуальные трудовые, игроков и тренеров с клубами и т.д.). В спортивном разделе общих правил о волейболе приведен порядок опротестования результатов матчей (ст. 55–58 правил о волейболе), здесь дело рассматривается Директоратом с учетом мнения инспектора матча. Аннулирование матчей производится лишь при существенных нарушениях, что вполне объяснимо значительной величиной дополнительных расходов. Дисциплинарные и финансовые санкции, т.е. споры о том, какая именная мера воздействия и с какими последствиями может быть применена, устанавливает дисциплинарная комиссия или по ее представлению исполком либо директорат (ст. 90.1–90.2 правил о волейболе), антидопинговые — соответствующая комиссия федерация и т.д.
