Дата публикации: 16.10.2025

Общественная роль форм производства законов

Аннотация

Автор рассматривает создание законов как своего рода производственный процесс, в котором многое определяется избранной формой и участниками этого процесса. Государства, исходя из собственного нормотворческого опыта, определяют участников и способы производства законов. Закон как акт высшей юридической силы и первичный источник правового регулирования в современных государствах производят граждане, парламентарии, глава государства, правительство, предопределяя существование таких форм производства законов, как электоральная, парламентская, дискреционная, делегированная; могут полномочием по созданию закона наделяться и другие субъекты. Разные формы законопроизводственной деятельности имеют как позитивные черты, так и негативные. Многие государства признают значимость расширения круга субъектов, участие которых может по-разному сказываться на содержании принимаемых законов.




Закон, как любой другой продукт человеческой деятельности, формируется (создается, производится) в условиях, признаваемых наиболее оптимальными для текущего этапа развития социума и социальных технологий. В нормотворческой деятельности такой технологической основой для законов — актов наибольшей значимости, имеющих первостепенное значение для урегулирования состояния общественных отношений, — служат внешние условия, которые можно воспринимать как форму производства законов.

Общая практика производства законов, демонстрируемая разными государствами, показывает, что субъектами нормотворческих решений уровня законов могут быть электорат (избирательный корпус), легислатура (представительное законодательное собрание, парламент), глава государства или иные специально уполномоченные на непарламентское принятие законов субъекты (президент, монарх, специально образуемые парламентские секции-комиссии) и центральный исполнительно-распорядительный орган (правительство, коллегия министров). Соответственно, обычными формами производства законов выступают электоральная (плебисцитарная), парламентская (депутатская), дискреционная (декретированная) и правительственная (делегированная).

Эти формы имеют как общие признаки, свойственные всем им в равной мере, поскольку продуктом этой производящей деятельности всегда становится закон, так и различия, позволяющие оценивать особенности каждой из форм. Особую значимость различиям в формах производства законов придает интерактивная вовлеченность общества: иногда — в процесс производства законов, но всегда — в восприятие его результатов как потребителя законов, дестинатора его правил и норм.

Электоральная (плебисцитарная) форма производства законов представляет собой наиболее специфическую ее разновидность, поскольку отличается от других отсутствием структурно-субординационного компонента, будучи способом прямого демократического властвования — непосредственным законотворчеством народа. Применяют электоральную форму, как правило, если она сложилась исторически и составляет привычную модель обращения к мнению граждан при решении (или предварительном обсуждении) подлежащего законодательному урегулированию вопроса (Италия, Швейцария). Некоторые государства с той же целью — для привлечения более широкого круга участников при создании законов — прибегают к учреждению специальных собраний: постоянно действующих коллегий, являющих собой «надпарламентскую» надстройку для принятия решений по наиболее государственно значимым вопросам. . По сути, электоральная форма представлена совокупностью «психологии, взглядов, инициатив, действий» людей, которые масштабируют само государство и его предпочтения при организации публичной власти и ее конкретных институций.

Чаще всего в электоральной форме осуществляется принятие конституций и иных законов конституционной значимости, но в большинстве стран электоральная форма — скорее исключительная, нежели ординарная форма производства законов. 

Список литературы

1. Авакьян С.А. Социальность как общественная и конституционно-правовая категория / С.А. Авакьян // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Юриспруденция. 2021. № 3. С. 7–14.
2. Законодательный процесс в зарубежных странах / под редакцией Ю.И. Лейбо. Москва : МГИМО-Университет, 2012. 172 с.
3. Зяблова Т.Е. Избыточность законодательства: к постановке проблемы / Т.Е. Зяблова, Я.Б. Комарова // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. № 5. С. 24–34.
4. Кибак И.А. Общественное мнение и законодательная деятельность / И.А. Кибак // Общество и право. 2011. № 2. С. 24–29.
5. Пилипенко А.Н. Закон: от проекта до реализации (зарубежный опыт) / А.Н. Пилипенко, Н.Ю. Трещетенкова, Ф.А. Лещенков. Москва : Инфотропик Медиа, 2022. 272 с.
6. Поленина С.В. Планирование правотворчества / С.В. Поленина // Научные основы советского правотворчества / О.А. Гаврилов, Н.П. Колдаева, А.С. Пиголкин [и др.] ; ответственный редактор Р.О. Халфина. Москва : Наука, 1981. С. 216–253.
7. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи : политики в контексте эпохи : архаика и ранняя классика / И.Е. Суриков. Москва : Наука, 2005. 351 с.
8. Сырых В.М. Законотворческие ошибки: понятие, виды, пути выявления и исправления / В.М. Сырых // Российское законодательство: проблемы и перспективы / М.Я. Булошников, Ю.П. Орловский, Ю.А. Тихомиров ; главный редактор Л.А. Окуньков. Москва : Бек, 1995. С.
9. Чиркин В.Е. О точности терминологии по вопросу принятия закона / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2014. № 4. С. 29–33.
10. Югов А.А. Структура законотворческого процесса как целостной системы / А.А. Югов // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 5. С. 55–64.
11. Лучин В.О. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики / В.О. Лучин, А.В. Мазуров. Москва : ЮНИТИ ; Закон и право, 2000. 303 с.

Остальные статьи