К вопросу об использовании нейробиологии в криминалистической практике
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования нейробиологии в криминалистической практике, в частности, при производстве коммуникативных следственных действий. Авторы статьи приводят актуальные научные исследования в области нейробиологии по установлению взаимосвязи между поведением лица, склонного к актам агрессии, и структурно-функциональными особенностями развития его лобных долей и миндалевидного тела. Кроме этого, авторы предлагают использовать в качестве аналога всеобщей государственной геномной регистрации в России всеобщую государственную регистрацию МРТ и КТ головного мозга. Такой подход позволит снять многие вопросы, связанные с организацией всеобщей геномной регистрации, а также даст возможность следователю (дознавателю) заблаговременно выбрать наиболее эффективные тактические приемы для установления психологического контакта с допрашиваемыми.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Эксперт-криминалист № 04/2025 |
| Страницы | 34-37 |
| DOI | 10.18572/2072-442X-2025-4-34-37 |
Развитие нейронаук имеет огромный потенциал для криминалистики. В частности, результаты научных исследований в области нейробиологии уже в обозримой перспективе могут использоваться для создания портрета неустановленного преступника, а также способствовать подтверждению обстоятельств совершения преступления, известных следователю (дознавателю).
В связи с этим важно подчеркнуть, что нельзя отождествлять нейронауки и физиогномику. С точки зрения криминалистики, на сегодняшний день использование физиогномики в работе следователя (дознавателя) является неэффективным в силу отсутствия достаточно полных и научно обоснованных данных о возможности установления достоверной корреляции между признаками внешности человека и характерными чертами его личности. Физиогномисты зачастую выдвигают различные теории взаимосвязи внешности индивида и сопутствующих ему эмоционально-интеллектуальных качеств, но при этом не приводят серьезных, подтвержденных научно аргументов в поддержку своих тезисов.
В то же время имеются примеры достаточно продуктивных научных исследований, результаты которых могут быть учтены криминалистами при разработке тактических и методических рекомендаций.
Так, И.С. Якиманской производился анализ агрессивного поведения подростков 13–15 лет. В исследовании принимали участие 40 мальчиков и 40 девочек, каждая группа при этом делилась на две подгруппы: агрессивных и неагрессивных представителей. В ходе исследования было выявлено, во-первых, преобладание эмоционального вида агрессии как у мальчиков, так и у девочек. Во-вторых, среди агрессивных представителей мужского пола преобладали лица с ярко выраженными маскулинными чертами (13 из 20), в свою очередь, в женской подгруппе — с андрогинными (19 из 20), при этом в агрессивных подгруппах мальчиков и девочек было по 1 человеку с фемининными чертами. В-третьих, была обнаружена большая агрессивность у маскулинных подростков по сравнению с андрогинными и у андрогинных по сравнению с фемининными.
В исследовании, проведенном Е.Б. Кирилловой, принимал участие 271 несовершеннолетний правонарушитель в возрасте от 11 до 18 лет, которые содержались в исправительных учреждениях. Испытуемых поделили на три возрастные группы: 11–13, 14–15 и 16–18 лет. По результатам данного исследования наибольшую агрессивность по всем показателям продемонстрировали подростки в возрасте 14–15 лет. Близкими к данной группе по показателям агрессивности стали подростки в возрасте 11–13 лет, в группе 16–18 лет показатели агрессии оказались заметно ниже.
