Дата публикации: 04.12.2025

Психофизиологические исследования с применением полиграфа: возможности и ограничения в рамках уголовного судопроизводства (к 50-летию легализации использования полиграфа в России)

Аннотация

В процессе доказывания по уголовному делу возникает много вопросов по поводу законности и целесообразности использования ряда технико-криминалистических средств в рамках достигнутого уровня научных знаний, по которым ученые — криминалисты, процессуалисты, а также практические работники вступают в полемику. Одним из них является возможность применения полиграфа не только для раскрытия преступлений (тут возражений нет), но и при их расследовании с последующим признанием результатов в качестве доказательства по конкретному уголовному делу. Авторы статьи анализируют обоснованность позиции противников использования заключений полиграфологов в доказывании.




Несмотря на то что ежегодно выносится некоторое количество приговоров со ссылкой на обстоятельства, подтвержденные и доказанные, в том числе благодаря проведению исследований с применением полиграфа, правоведы продолжают сомневаться в их легитимности, а Верховный Суд РФ полагает, что для их производства «отсутствуют научно обоснованные методики, что не позволяет использовать полученные результаты в качестве доказательства по делу».

Так в чем же острота проблемы, и почему допустимость производства экспертиз с применением полиграфа по-прежнему вызывает большие сомнения в юридическом сообществе? В настоящей статье попытаемся ответить на этот вопрос.

Ключевое, на чем выстраивают собственную позицию адепты отрицания применения полиграфа в уголовнопроцессуальной и криминалистической деятельности, — это проблемы изучения «идеальных следов». Наличие белых пятен в процессе формирования энграмм (как условного наименования биологической основы идеальных следов и их последующего преобразования в психофизиологические реакции и проявления организма) существенно снижает «авторитет полиграфа». Утверждения строятся зачастую на том, что собственно процессы памяти не обладают прямой связью с механизмами функционирования вегетативной нервной системы, физиологические изменения которых регистрируются датчиками полиграфа.

В то же время надо сказать, что наука не стоит на месте, и новейшие исследования в области нейрофизиологии и клинической психиатрии свидетельствуют о том, что связь прослеживается. Этот тезис в первую очередь находит свое подтверждение, если провести аналогию с выявлением посттравматического стрессового расстройства (далее — ПТСР), которое по уровню эмоционального возбуждения и травматичности можно сравнить с ощущениями, испытываемыми преступником в момент совершения общественно опасного деяния.

ПТСР, будучи сложным психобиологическим состоянием, возникает как итог мощных переживаний, связанных с прямой опасностью для жизни индивида, которым он не смог эффективно противостоять. В механизме проявления и периодичного повторения данного заболевания главную роль играет гипотоламо-гипофизарно-надпочечниковая ось, она связывает лимбическую систему мозга, обрабатывающую эмоциональные переживания, обусловленные преимущественно выживанием, и парные эндокринные железы. Именно лимбическая система головного мозга оценивает окружающую обстановку и при появлении малейших признаков опасности для жизни, выделяя гормоны, посылает сигнал симпатической ветви вегетативной нервной системы привести тело в состояние боевого напряжения. На этом этапе происходит активация надпочечников, они освобождают адреналин и норадреналин, мобилизующие человека на борьбу с источником угрозы или бегство от него, в результате чего начинают проявляться внешние детекторы стрессового состояния организма: учащается дыхание, растет частота сердечных сокращений, регистрируется приток крови к мышцам. В момент ликвидации угрожающего события из окружающей среды в работу вступает другой гормон, также выделяемый надпочечниками, — кортизол, который нормализует работу всех систем организма, останавливая экстренные изменения в его работе.

Список литературы

1. Батыров Т.С. О практике использования судами результатов исследований с применением полиграфа / Т.С. Батыров // Эксперт-криминалист. 2022. № 1. С. 3–6.
2. Зеленин С.Р. Верховный Суд Российской Федерации об использовании полиграфа в судопроизводстве / С.Р. Зеленин // Теоретические и прикладные аспекты использования специальных знаний в уголовном и гражданском судопроизводстве : сборник статей. Вып. 4 / ответ
3. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций / О.В. Ковачев // Прикладная юридическая психология. 2009. № 2. С. 24–37.
4. Комиссарова Я.В. Основы полиграфологии : учебник для магистров / Я.В. Комиссарова. Москва : Проспект, 2016. 192 с.
5. Корнакова С.В. Соотношение понятий «достоверность» и «истинность» доказательств в уголовном процессе / С.В. Корнакова // Всероссийский криминологический журнал. 2010. № 2. С. 69–73.
6. Криминалистика : учебник / под ред. А.И. Бастрыкина, Е.П. Ищенко, Я.В. Комиссаровой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2024. 544 с.
7. Пеленицын А.Б. Так что же все таки определяет полиграф? / А.Б. Пеленицын, А.П. Сошников, О.В. Жбанкова // Вестник криминалистики. 2011. № 2 (38). С. 7–8.
8. Ротшильд Б. Воспоминания тела. Психофизиология и терапия психологической травмы / Б. Ротшильд. Москва : Бомбора, 2023. 240 с.
9. Смирнов А.Н. Элементы эндокринной регуляции / А.Н. Смирнов ; под редакцией В.А. Ткачука. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2006. 352 с.
10. Komissarova Ya.V. Peculiarities of a Polygraph Examiner’s Report in a Criminal Case in Russia and the United States / Ya.V. Komissarova, N.K. Danilevich // Kutafin Law Review. 2022. Vol. 9. Iss. 3. P. 544–563. doi: 10.17803/2713-0525.2022.3.21.544-563
11. Kukushkin N.V. The massed-spaced learning effect in non-neural human cells / N.V. Kukushkin, R.E. Carney, T. Tabassum, T.J. Carew // Nature Communications. 2024. Vol. 15. Art. 9635. P. 2–10. DOI.org/10.1038/ s41467-024-53922-x
12. Van den Heuvel L.L. Cortisol levels in different tissue samples in posttraumatic stress disorder patients versus controls: a systematic review and meta-analysis protocol / L.L. Van den Heuvel, S. Wright, S. Suliman [et al.] // Systematic Reviews. 2019. Т.

Остальные статьи