Правовые ценности как объект аксиолого-юридического познания в Евразийском правовом пространстве
Аннотация
Статья посвящена проблеме правовых ценностей как объекта аксиолого-юридического познания в Евразийском правовом пространстве. Проводится анализ различных концепций понимания основ развития и влияния на них правовых ценностей как объекта аксиолого-юридического познания. Были использованы общенаучные методы познания (историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, диалектический метод, анализа и синтеза, дедукции и индукции), которые позволили изучить проблемы правовых ценностей как объекта аксиолого-юридического познания в Евразийском правовом пространстве. Автор делает вывод, что правовые ценности играют важную роль в процессе критического осмысления предназначений правовых ценностей в современном праве. В статье анализируется эволюция правовой природы правовых ценностей. Делается вывод о том, что правовые ценности как основа развития государства и общества эффективно влияют на развитие гражданского общества и правового государства в Евразийском правовом пространстве через призму аксиологии.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Миграционное право № 04/2025 |
| Страницы | 37-39 |
| DOI | 10.18572/2071-1182-2025-4-37-39 |
Современный мир показывает, что попытка интеграции мирового сообщества на основе западных ценностей завела в тупик многие страны на почве «раскола» и противоречий интересов. Однако кризис полезен тем, что в связи с этим происходит переоценка правовых ценностей российской правовой системы, налицо их культивирование и развитие нового сотрудничества в ряде других регионов нашей планеты. Одним из них является Евразийское правовое пространство.
Характеризуя его, можно обратить внимание на следующие моменты: во-первых, асимметричный характер из-за преобладания одного участника — России; во-вторых, в самом общем виде имеется гармонизация нормативных правовых актов и институциональное соответствие (согласованность) двух уровней , как национального, так и наднационального; в-третьих, образование данного пространства связано с развитием общего европейского пространства; в-четвертых, общее правовое пространство может формироваться лишь на определенной общей идеологической базе, на основе разделения всеми субъектами права общих ценностей.
Можно утверждать, что общее правовое пространство — это правовое измерение связанных воедино общих ценностей . Важным элементом характеристики Евразийского правового пространства является исследование правового сознания, правовой культуры, правового воспитания, неформальных юридических практик и правовых ценностей.
По моему мнению, Евразийское правовое пространство образовалось также в целях единства правовых ценностей, которые необходимы для укрепления и развития сильного правового государства каждого участника. Для того чтобы понять правовую природу Евразийского правового пространства, необходимо рассмотреть понятие «аксиология», которая рассматривает правовые, человеческие ценности с точки зрения понимания их содержания и роли в правовой системе.
Под аксиологией понимается философское учение о природе человеческих ценностей, соответственно аксиологические характеристики права связаны с его природой, формой, местом и ролью в нормативной системе правового общества. Следовательно, сущность аксиологического подхода заключается в обнаружении и характеристике идей но-мотивационного аспекта проблем теории государства и права. Он позволяет охарактеризовать все правовые элементы в контексте их самодостаточности и самоценности, вне зависимости от социальных и исторических условий, преодолеть нормативистское понимание права, обеспечить на уровне теорий и идей выход на новый уровень индивидуального (права человека) и международного права, установить идеологическую функцию государства и права. При этом собственно право понимается как самообусловленное, самовоспроизводящееся явление с точки зрения философско-антропологических установок.
