Эволюция концепции народа в конституционном праве Дании: от объекта власти к источнику суверенитета
Аннотация
Изучение концепции народа, выдвинутой в зарубежной научной литературе, имеет фундаментальное значение для понимания природы демократии и оформления конституционного строя в современной Дании. В контексте дискуссий о роли популизма, который зачастую рассматривается как угроза демократическим институтам, датский опыт представляет исключительный научный интерес. Можно говорить об уникальном историческом примере, когда популизм выступил не разрушительной, а созидательной силой и стал инструментом демократических преобразований и утверждения народного суверенитета. В ходе исследования установлено, что превращение народа из объекта власти в суверена не было линейным процессом, а явилось результатом целенаправленного политического конструирования. Подчеркивается, что именно популистский дискурс, противопоставлявший «простой народ» политическим элитам, стал главной движущей силой в борьбе за парламентаризм. Это сформировало уникальную модель датского конституционализма, основанную на верховенстве принципа народовластия (дат. folkestyre), который имеет даже более фундаментальное значение для правовой системы Дании, чем формальные нормы писаной конституции.
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
| Страницы | 64-67 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-64-67 |
Исторический путь Дании от абсолютной монархии к современному демократическому государству — это пример сравнительно мирной и последовательной эволюции конституционных принципов и институтов. Однако за этим внешне плавным переходом скрывается сложный процесс формирования центрального субъекта любой демократической системы — народа. Понятие «народ» не является статичной данностью; его содержание, роль и само право выступать источником суверенитета — результат острой политической и идеологической борьбы. Дания представляет собой уникальный пример, где популистское конструирование этого понятия выступило не угрозой, а созидательной силой, которая заложила фундамент современной демократии.
В качестве точки отсчета для анализа эволюции понятия «народ» в Дании следует взять принятие Королевского закона 1665 г. (дат. Kongeloven). Исследователь Э. Экман отмечает, что данный акт по своему значению может считаться конституционным, ведь он закрепил систему королевского абсолютизма, действовавшую до 1849 г. За королем закреплялась неограниченная наследственная власть. Юридически он провозглашался «величайшим и высшим главой на земле, стоящим над всеми человеческими законами и не знающим над собой иного судьи, кроме одного лишь Бога». В такой системе население — это undersåtter (подданные), пассивный объект власти, чья роль сводится к слепому повиновению.
Однако на практике датская монархия того времени была весьма умеренной и прагматичной, во многом опираясь на общественные ожидания. Как отмечает историк Т. Мунк, к концу XVIII в. датско-норвежская монархия характеризовалась высоким уровнем стабильности и отсутствием антиправительственных настроений. В Дании не было всепроникающей бюрократии, а монархи проявляли патерналистскую заботу, учитывая интересы различных социальных групп во имя стабильности. Все это создавало условия, при которых идеи Просвещения могли распространяться без радикальных потрясений.
