Дата публикации: 25.09.2025

Институт омбудсмена в Турецкой Республике: особенности конституционно-правового статуса и деятельности

Аннотация

Институт омбудсмена появился в государственном механизме Турецкой Республики лишь в XXI в., после конституционной реформы 2010 г. За пятнадцатилетний период существования этот институт укрепил свои позиции и стал занимать заметное место в системе национальных механизмов защиты прав человека этой страны. Автор рассматривает в статье зарождение института омбудсмена в Турции, особенности его конституционноправового статуса, формирования, характера и объема полномочий, взаимоотношений с иными органами государственной власти.




Институт омбудсмена был учрежден в Турции намного позднее, чем в других странах, несмотря на то, что именно Турция оказала влияние на учреждение прообраза этого института первоначально в Швеции во времена правления короля Карла XII. Впоследствии по шведскому образцу аналогичный институт был создан и в других странах. Карл XII после поражения в Полтавской битве в 1709 г. перебрался в Турцию, где проживал в течение нескольких лет. В отсутствие короля в Швеции нарастали беспорядки. С целью осуществления контроля за деятельностью судей и других  чиновников, а также за соблюдением своих указов Карл XII решил учредить в Швеции особый орган, который напоминал существовавшее в те времена в Турции Управление Председателя правосудия (Quadi al Quadat), считавшееся важной частью системы исламского правосудия в Турции. Позднее Управление Консула правосудия в Швеции было трансформировано в должность омбудсмена.

В новейшей истории Турции попытки институциализировать современную модель омбудсмена начали предприниматься еще в 1970-х годах, однако ввиду внешних и внутренних факторов процесс внедрения этого института в правовую систему Турции затянулся на несколько десятилетий. Как справедливо отмечает в своей работе Н. Лахдили, внутренние факторы были связаны с необходимостью проведения в стране законодательных реформ, внешние — с процессами, происходившими в государствах — членах ЕС и самом ЕС, членом которого желала стать и Турецкая Республика. Важную роль, которую играет институт омбудсмена в государственном механизме современной Турции, отмечает турецкий ученый А. Карасой: «Стремительные административные изменения, доступ граждан к информации, потребность в быстром решении возникающих проблем сделали сегодня институт омбудсмена необходимостью».

Список литературы

1. Институт уполномоченных по правам человека в системе конституционных гарантий : материалы VI Московского юридического форума (г. Москва, 4–6 апреля 2019 г.) : сборник докладов / члены редакционной коллегии: В.В. Комарова, С.С. Заикин. Москва : РГ-Пресс, 2
2. Конституционализация военного права в современной России: вопросы теории и практики : монография / С.В. Тарадонов, А.В. Барков, В.М. Корякин [и др.] ; под общей редакцией С.В. Тарадонова, Д.И. Самодурова. Москва : Военный университет им. князя Александра
3. Конституционно-правовые основы статуса личности в зарубежных странах : учебное пособие / Ю.И. Лейбо, И.А. Ракитская, Е.Я. Павлов [и др.] ; под редакцией Е.А. Кремянской. Москва : МГИМО-Университет, 2019. 235 с.
4. Обеспечение прав человека и осуществление публичной власти в современных условиях: проблемы и решения : монография / под редакцией Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. Москва : ИГП РАН, 2023. 559 с.
5. Омбудсмен в зарубежных странах : коллективная монография / под редакцией А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной. Москва : МГИМО-Университет, 2014. 187 с.
6. Парламентский контроль в Российской Федерации и в зарубежных странах: нормативное регулирование и практика реализации : коллективная монография Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 545 с.
7. Ракитская И.А. Институт военного омбудсмена в Норвегии: новеллы в конституционно-правовом регулировании / И.А. Ракитская, Е.Я. Павлов, Е.А. Кремянская // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 1. С. 74–79.
8. Ракитская И.А. Конституционно-правовой статус омбудсмена по контролю за администрацией в Норвегии / И.А. Ракитская, Е.Я. Павлов // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 7. С. 46–52.
9. Ракитская И.А. Парламентский совет по делам обороны как институционная гарантия защиты прав военнослужащих и военнообязанных в Норвегии / И.А. Ракитская // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 6. С. 65–69.
10. Ракитская И.А. Эволюция института омбудсмена в Швеции / И.А. Ракитская // Северная Европа. Проблемы истории : сборник статей. Вып. 3 / члены редакционной коллегии: А.А. Комаров, В.В. Рогинский, А.А. Сванидзе ; ответственный редактор О.В. Чернышева. Москва
11. Alyanak, S. The New Institution on Protection of Fundamental Rights: Turkish Ombudsman Institution / S. Alyanak // Ankara Review of European Studies. 2015. Vol. 14. Iss. 1. P. 1–29.
12. Doğan, K.C. On Local Governments Ombudsman in Turkey: A Comparative Analysis with the Local Governments Ombudsman in UK and Italy / K.C. Doğan, P. Bekir // Revista De Gestão Social E Ambiental. 2024. Iss. 18 (7). P. 1–17.
13. Karasoy, H.A. Ombudsman in Turkey: its contribution and criticism / H.A. Karasoy // European Scientific Journal. 2015. Vol. 11. Iss. 22. P. 46–59.
14. Lahdili. N. Historical roots of the development of the Ombudsman in Modern Turkey: a synthesis of the Ottoman legacy and European model : Thesis for: Master in Middle East Studies / N. Lahdili. Advisor : Othman Ali, 2018. DOI: 10.13140/RG.2.2.33347.78885
15. Odyakmaz, Z. Identification of Ombudsman Institution and Evaluating Some Articles of the Law n. 6328 / Z. Odyakmaz // Journal of Turkey Academy of Justice. 2013. Vol. 4. Iss. 14. P. 1–85.
16. Ulaş, K. National human rights institutions as a human rights protection mechanism. The cases of the Ombudsman and Human rights and equality institution of Turkey / K. Ulaş, S. Çiğdem. Stambul, 2020. 79 p.

Остальные статьи