Институт омбудсмена в Турецкой Республике: особенности конституционно-правового статуса и деятельности
Аннотация
Институт омбудсмена появился в государственном механизме Турецкой Республики лишь в XXI в., после конституционной реформы 2010 г. За пятнадцатилетний период существования этот институт укрепил свои позиции и стал занимать заметное место в системе национальных механизмов защиты прав человека этой страны. Автор рассматривает в статье зарождение института омбудсмена в Турции, особенности его конституционноправового статуса, формирования, характера и объема полномочий, взаимоотношений с иными органами государственной власти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
Страницы | 59-63 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-59-63 |
Институт омбудсмена был учрежден в Турции намного позднее, чем в других странах, несмотря на то, что именно Турция оказала влияние на учреждение прообраза этого института первоначально в Швеции во времена правления короля Карла XII. Впоследствии по шведскому образцу аналогичный институт был создан и в других странах. Карл XII после поражения в Полтавской битве в 1709 г. перебрался в Турцию, где проживал в течение нескольких лет. В отсутствие короля в Швеции нарастали беспорядки. С целью осуществления контроля за деятельностью судей и других чиновников, а также за соблюдением своих указов Карл XII решил учредить в Швеции особый орган, который напоминал существовавшее в те времена в Турции Управление Председателя правосудия (Quadi al Quadat), считавшееся важной частью системы исламского правосудия в Турции. Позднее Управление Консула правосудия в Швеции было трансформировано в должность омбудсмена.
В новейшей истории Турции попытки институциализировать современную модель омбудсмена начали предприниматься еще в 1970-х годах, однако ввиду внешних и внутренних факторов процесс внедрения этого института в правовую систему Турции затянулся на несколько десятилетий. Как справедливо отмечает в своей работе Н. Лахдили, внутренние факторы были связаны с необходимостью проведения в стране законодательных реформ, внешние — с процессами, происходившими в государствах — членах ЕС и самом ЕС, членом которого желала стать и Турецкая Республика. Важную роль, которую играет институт омбудсмена в государственном механизме современной Турции, отмечает турецкий ученый А. Карасой: «Стремительные административные изменения, доступ граждан к информации, потребность в быстром решении возникающих проблем сделали сегодня институт омбудсмена необходимостью».