Международный сегмент в конституционной материи Кыргызской Республики
Аннотация
В статье проведено исследование отражения места международного сегмента в конституционной материи Кыргызской Республики (КР) в ходе конституционно-правового развития страны. Автор приходит к выводу об открытости и приверженности КР нормам международного права с первых дней становления в качестве суверенного государства. Структурный анализ действующей Конституции КР демонстрирует широкую представленность международного сегмента в тексте документа, в то же время относительную неопределенность места общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров в национальной правовой системе КР. В работе предложено внесение поправок в Конституцию КР для четкого установления места международных документов в иерархии нормативных актов КР по примеру государств — членов ЕАЭС для акцентирования высшей юридической силы Основного закона и исключения вызовов и рисков суверенитету государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
Страницы | 52-58 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-52-58 |
Известно, что такой «присущий современному этапу фактор, как глобализация, стимулирует расширение действия международного права», в связи с чем важно определение места международного права в национальном законодательстве. Тем более что «усиление взаимодействия и сочетания двух систем права (национального и международного) положительно сказалось и сказывается на юридическом статусе личности и ее благополучии. Своеобразное наложение друг на друга и взаимодополнение этих двух правовых систем в конечном счете приводит к позитивным результатам, является полезным». Кыргызская Республика с первых дней самостоятельного суверенного развития выразила открытость международному сотрудничеству и приверженность общепризнанным правилам международных отношений. Так, еще в Декларации о суверенитете, принятой 15 декабря 1990 г., провозглашающей государственный суверенитет, который означает верховенство власти на всей территории республики и независимость во внешних сношениях, в ст. 14 было заявлено о приверженности «общепризнанным принципам дружбы и сотрудничества между народами», зафиксировано обязательство неуклонно соблюдать принятые на себя обязательства, не допускать конфронтацию в международных, межреспубликанских, межнациональных отношениях». Декларация заложила дальнейшие основы конституционного строя молодого государства, вставшего на суверенный путь развития. Функционировавшая ранее в составе Союзного государства, молодая республика должна была самостоятельно выстраивать международные отношения с другими государствами, а также определить свое место на мировой арене. В Декларации о суверенитете была ясно изложена позиция открытости и готовности к дружеским отношениям на партнерских началах. При этом сразу было заявлено о готовности соблюдать обязательства, которые возникнут в процессе выстраивания международно-правовых отношений с различными государствами и иными образованиями в соответствии с принципом корреляции прав и обязанностей.