Международный фактор оргпреступности албанского происхождения
Аннотация
В статье подробно описаны механизм работы, основные методы, проблематика и особенности функционирования и развития криминальных кланов и группировок албанского происхождения. Дана оценка степени их влияния не только на экономические, но и на политические и даже геополитические расклады в современном мире. Приводятся историческая справка и описание происхождения сложившейся системы албанской оргпреступности с акцентом не только на Балканский регион, но и на другие макрорегионы мира.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 03/2025 |
Страницы | 35-43 |
УДК | 341.4 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2025-3-4-35-43 |
При анализе организованных преступных группировок, особенно наркокартелей, неизбежным фактором является анализ албанской мафии, которая стала одним из сильнейших глобальных игроков и практически доминирует на Европейском континенте. При этом хочется сразу отметить, что албанцы — хороший народ, славящийся своей богатой историей, уникальной культурой и традиционным балканским гостеприимством. Однако, как и во всех странах, они также сталкиваются с этнической преступностью и криминальной активностью кланов и группировок.
Хотя нельзя говорить о едином албанском глобальном картеле, так как албанские криминальные группы связаны с другими мировыми кланами и часто находятся в конфликте между собой, все же существует определенный набор общих характеристик между ними. Более того, насколько бы они ни были враждебны друг к другу, они весьма объединены, когда речь идет о (гео)политике и необходимости поддерживать так называемое албанское дело — деньгами или иными способами. Когда речь идет об албанской преступности, имеется в виду не только преступность в пределах Албании и людей, происходящих из этой страны — хотя преступность, происходящая оттуда, широко распространена и влиятельна на глобальном уровне, — но и албанская преступность во всем Балканском регионе и соседних странах, а также во всех тех странах, где существует албанская диаспора. Албанские организованные преступные группировки стали транснациональным феноменом, можно даже сказать — проблемой, в том числе и для их недавних партнеров и (гео)политических покровителей албанского фактора в этих краях.
Опасные албанские преступные группировки действуют и в Центральной Сербии, где, например, важной опорной точкой организованной преступности и наркотрафика, а также важным пунктом так называемой албанской мафии является место Велики Трновац. Южный сербский край Косово и Метохия также представляет собой территорию, на которой действуют различные албанские преступные братства, так называемые фисы, что тесно связано с большой политикой и прежним территориальным делением в рамках оперативных зон действий террористической УЧК (Армия освобождения Косова), которых было семь. Даже после войны командиры этих оперативных зон, а точнее военные властелины жизни и смерти и преступники, которые еще во время войны занимались не только войной, но и преступной деятельностью, продолжили контролировать части территории оккупированного Сербского края. Так, например, клан Хашима Тачи продолжает доминировать в зоне Дреница, тогда как клан Рамуша Харадиная был главным в так называемой зоне Дукаджин.
Албанские криминальные группы в Косово и Метохии (все это в основном действует и для албанской мафии за пределами Косово и Метохии) занимается торговлей оружием, наркотиками, людьми, при этом особую форму представляют собой прибыльная торговля мигрантами и контроль миграционных маршрутов, а также содержание сетей проституции. Албанская мафия также занимается контрабандой сигарет, нефти и нефтепродуктов, различными дефицитными товарами, организованными ограблениями, организацией заказных убийств, похищениями, вымогательствами, угоном автомобилей, а также даже торговлей человеческими органами, в которую они были вовлечены еще во время военного конфликта в Косово и Метохии в 1990-х годах, когда центр по изъятию органов у пленных находился в Северной Албании. В Косово и Метохии (далее — КиМ) организованная преступность переплетена с высокой политикой, экстремизмом, религиозным фундаментализмом, сепаратизмом, терроризмом и действует принцип территориального, а не функционального разделения сфер деятельности. Хотя на определенных территориях КиМ разные подгруппы могут заниматься разными видами преступной деятельности, высшее разрешение и последнее слово по каждому конкретному действию на данной территории остается за фисом, у которого есть криминальная власть над этим участком территории. Ранее, как правило, соблюдались правила невмешательства в чужую территориальную зону интересов. В албанских кланах члены часто связаны родственными и племенными узами, что делает группу более однородной и преданной, в нее труднее внедриться, а если и происходит предательство, оно сурово наказывается. Закрытость, строгая и патриархальная иерархия, суровое наказание за предательство, кровная месть, но и соблюдение данного слова — это принципы, которые сделали деятельность албанских групп крайне успешной.