Дата публикации: 23.10.2025

Развитие военно-технического сотрудничества России и Сербии как основа обеспечения системы безопасности на Евразийском континенте

Аннотация

Проблема противодействия гонке вооружений и усилению международной напряженности обрела особую актуальность в условиях того, что вновь возник вопрос о применении ядерного оружия в условиях вооруженного конфликта и, соответственно, вопрос о достижении паритета позиций противодействующих сторон для предотвращения использования такого оружия. Установлено, что развитие диалога России и Сербии в военно-технической сфере с учетом геополитического положения Сербии и мощи России сможет обеспечить противодействие усилению позиций НАТО, что послужит основой для достижения баланса сил на Евразийском континенте и предотвращения усиления напряженности. Определена значимость поэтапного налаживания сотрудничества сторон для сохранения взаимного доверия и интереса к постепенному переходу к более тесному диалогу для достижения национальных интересов сторон: России — укрепления системы обеспечения безопасности, Сербии — достижения баланса в проводимом ею внешнеполитическом курсе. В результате проведения исследования автор приходит к выводу о значимости заключения межгосударственного соглашения России и Сербии о развитии военно-технического сотрудничества.




В настоящее время все более интенсивным становится процесс трансформации международных отношений на Евразийском контенте, их переход к новому этапу, который можно определить как поствестфальский, в условиях преобладания государствоцентричного подхода на мировой арене при приоритете национальных интересов государств над проблемами сохранения международных институтов сотрудничества. Вновь возник вопрос о соотношении сил на Евразийском континенте, и, как это утвердилось после Карибского кризиса 1964 г., вопрос соотношения сил был обусловлен ядерным потенциалом ядерной пятерки и проблемой применения ядерного оружия в условиях вооруженного конфликта. Ядром в достижении баланса сил являются государства Восточной Европы, и развитие диалога с ними и действенное противостояние усилению позиций оппонента на этой территории обеспечивают устойчивость позиции при достижении баланса сил. У Сербии как одного из государств, в сотрудничестве с которым заинтересованы все сильные игроки Евразийского континента, имеется большой опыт выстраивания отношений с НАТО, и для обретения баланса внешнеполитического курса важно развивать диалог с другим актором, мощь которого способна противостоять НАТО, — с Россией. Россия в условиях преодоления вооруженного конфликта за пределами государственных границ заинтересована в укреплении своих позиций в Восточной Европе для пресечения нарастания гонки вооружений.

Отметим, что в рамках всех совместных мероприятий Россия и Сербия всемерно подчеркивают глубокие исторические корни и стратегическое значение сотрудничества сторон. Так, в рамках встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с заместителем председателя Правительства Сербии А. Вулиным 4 сентября 2024 г. сербская сторона указала: «Сербия, которая никогда не станет членом НАТО, которая никогда не введет санкции против Российской Федерации, никогда не позволит, чтобы с ее территории проводились какие-то антироссийские операции, — Сербия не стала, не станет частью антироссийской истерики». Важно также указать и телефонный разговор глав государств России и Сербии 20 октября 2024 г., в ходе которого стороны обменялись поздравлениями по поводу 80-летия освобождения Белграда от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г., когда завершилась Белградская наступательная операция Советской армии с участием подразделений Народно-освободительной армии Югославии. Это стало одним из ключевых событий завершающего этапа Второй мировой войны на Балканах. Также стороны подтвердили готовность ко всемерному развитию сотрудничества в разных областях.

Важно подчеркнуть, что вопрос военно-технического сотрудничества России и Сербии пользуется вниманием ученых, которые полагают, что сторонами подготовлена достаточная база для развития диалога в разных областях, в том числе и военно-технической. Как указали Е.Г. Пономарева, Г.А. Рудов, «для России поддержка сербских стремлений означает возможность обеспечить в регионе баланс сил и интересов».

Исследователь Ж. Йовашевич справедливо указывает, что усиление военно-технического сотрудничества России и Сербии в виде оказания военной помощи в Косове может спровоцировать ухудшение отношений на Балканах, и так переживающих не лучшие времена. Позволим себе обратиться к некоторым уточняющим деталям по этому вопросу. Во-первых, после бомбардировок НАТО Югославии в 1999 г. можно прийти к выводу о том, что о нормализации отношений на Балканах с учетом текущего соотношения сил на мировой арене не представляется возможным говорить в обозримой перспективе. Россия на протяжении XIX–XXвеков стремилась упрочить свое положение на Балканах путем оказания защиты и покровительства народам, проживающим на данной территории, и выдерживала соперничество Османской империи и Австро-Венгрии за укрепление позиций в этом регионе; данный регион остается ключевым в политической, экономической, культурной сферах для России и в настоящее время; о перспективах выстраивания отношений с НАТО и Европейским союзом Сербия имеет четкое представление. Именно поэтому развитие военно-технического сотрудничества России и Сербии вне рамок конфликта в Косове не приведет к ухудшению отношений на Балканах и позволит Сербии обрести большую маневренность при выстраивании внешнеполитического курса. Во-вторых, развитие военно-технического сотрудничества России и Сербии как государства Восточной Европы позволит постепенно перейти к достижению баланса сил на Евразийском континенте, что является основой достижения безопасности в современных условиях нарастания гонки вооружений и эскалации конфликта, достигшего той стадии, когда вновь был поднят вопрос о применении ядерного оружия.

Список литературы

1. Бочарова З.С. Внешнеполитическая ориентация Республики Сербия на современном этапе / З.С. Бочарова, Б. Нацзыкэ // Вестник Московского университета. Серия 27 : Глобалистика и геополитика. 2023. № 3. С. 43–60.
2. Живанович М. Топонимика Белграда как отражение исторического прошлого России и Сербии / М. Живанович // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2024. Т. 15. № 2 (136). С. 1–12.
3. Йовашевич Ж. Перспективы российско-сербских отношений в условиях экономической войны между коллективным Западом и Россией / Ж. Йовашевич // Сербско-российский научный журнал. 2024. № 1–2. С. 34–40.
4. Муравьева Е.О. Внешнеполитическая ориентация Республики Сербии: исторический выбор между Россией и Западом / Е.О. Муравьева, И.К. Харичкин // Огарев-Online. 2018. № 6 (111). С. 4–12.
5. Пономарева Е.Г. НАТО — Югославия: перспективы расширения Альянса на Балканах / Е.Г. Пономарева, Г.А. Рудов // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 1 (23). С. 108–125.
6. Худолей К.К. Политика России на Балканах: современное состояние и перспективы / К.К. Худолей, Е.А. Колосков // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 1. С. 90–99.
7. Шамаров П.В. Миротворческая деятельность России на Балканах / П.В. Шамаров // Обозреватель. 2019. № 3 (350). С. 33–44.
8. Шарафутдинов Д.Р. Российская Федерация и Европейский союз: диалог в региональной политике на примере Западных Балкан (2014–2018) / Д.Р. Шарафутдинов, Д.Р. Исламов // Наука. Общество. Оборона. 2020. Т. 8. № 1 (22). С. 1–7.
Остальные статьи