Дата публикации: 25.09.2025

Предпосылки конституционно-правового закрепления «иных» элементов системы публичной власти в субъектах Российской Федерации

Аннотация

Основанием для исследования предпосылок конституционно-правового закрепления «иных» элементов публичной власти выступает рассмотрение их состава, содержания деятельности и решаемых задач, а также полномочий, закрепленных в нормативных правовых актах. Именно анализ такого перечня параметров на предмет соответствия признакам публичной власти определяет целесообразность включения тех или «иных» элементов в состав единой властной системы. Автором статьи проведен анализ функционирования общественных институтов и их взаимодействия с элементами системы публичной власти субъектов Российской Федерации, выявлены объективные предпосылки для включения их в существующую систему публичной власти.




Согласно ст. 3 Конституции РФ народ Российской Федерации представлен в качестве единственного источника власти, который «осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формулировка ст. 132 Конституции РФ определяет состав участников системы публичной власти, не ограничивая их количества и состава. При этом анализ содержания конституционноправовых актов показывает, что ни в одном из них (ни в Конституции РФ, ни в последующих федеральных законах) содержание понятия публичной власти и ее состава на уровне нормы права не закреплено.

Вышеперечисленное подтверждает, что в систему публичной власти, наряду с подсистемой органов государственной и муниципальной власти, входят и «иные» элементы.

Логичным при исследовании конституционноправовых предпосылок закрепления «иных» элементов системы публичной власти является определение их состава, так как в нормативных актах также нет исчерпывающего перечня указанных элементов.

Рассмотрим непосредственное участие народа в реализации властных функций, закрепленное в ст. 3 Конституции РФ. Такое участие предполагает референдум и свободные выборы, которые с конституционно-правовых позиций целесообразно считать процессом «ответственного делегирования народом власти».

О целесообразности включения прямого волеизъявления в состав элементов системы публичной власти свидетельствует закрепленная в ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» реализация властных полномочий «по вопросам государственного значения». Однако Б.С. Эбзеев считает, что прямое волеизъявление — это не власть, а «организационнополитический и функциональный принцип осуществления публичной власти»4 Аналогичных взглядов на приоритет власти народа придерживается О.Е. Кутафин.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 4 (33). С. 7–13.
2. Головин А.Г. О сущности права на участие в референдуме в контексте делегирования власти народом / А.Г. Головин // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 10 (143). С. 90–101.
3. Иванов И.В. Феномен власти в конституционном праве: публичная власть, государственная власть, муниципальная власть, народовластие / И.В. Иванов // Юрист. 2023. № 10. С. 14–19.
4. Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие / М.Н. Кобзарь-Фролова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. № 2. С. 192–203.
5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин. Москва : Норма, 2008. 544 с.
6. Маликов М.Ф. К вопросу о формировании гражданского общества в Российской Федерации / М.Ф. Маликов // Приволжский научный вестник. 2013. № 1 (17). С. 52–60.
7. Малый А.Ф. О правовом содержании понятия «публичная власть» / А.Ф. Малый // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 8–12.
8. Общественные институты в системе разделения властей / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова [и др.] // Современные проблемы организации публичной власти : коллективная монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авак
9. Орлова О.В. Государственно-правовое регулирование институтов гражданского общества / О.В. Орлова // Право и государство: теория и практика. 2017. № 9 (153). С. 30–35.
10. Султанов Е.Б. Конституционные основы единства публичной власти в Российской Федерации / Е.Б. Султанов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 162. № 2. С. 9–16.
11. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика / Б.С. Эбзеев // Избирательное законодательство и практика. 2016. № 2. С. 3–12.

Остальные статьи